«Не бойся, мама рядом», — говорил король Лок, провожая юных зрителей за кулисы спектакля «Пчелка» по Анатолю Франсу в Театре им. Моссовета. Родители действительно шли рядом, но чуть сзади:
в этом театре существовала традиция — всех желающих юных зрителей вели за кулисы и показывали, как сделан спектакль. Лока играл Александр Леньков.
Александр Леньков и сам был ребенком Театра им. Моссовета — детство провел рядом с ним (его школа и дом находились неподалеку), и хотя его родители не были связаны с театром, сам он с детства был погружен в театральную среду. Сначала Леньков играл в школьных постановках — например, исполнял роль Снегурочки в одноименном спектакле:
обучение в Советском Союзе до 1954 года было раздельное, и все роли в школьном театре исполняли мальчики.
Затем в школу, где учился Леньков, из Театра имени Моссовета пришла режиссер Инна Данкман. Она искала мальчика для постановки «Студенты третьего курса» и выбрала Ленькова. С ролью он справился успешно, поэтому его позвали еще в спектакль «Кража» по Джеку Лондону.
Интересно, что жизнь явно готовила Ленькова только в актеры, однако сам он признавался, что в детстве мечтал стать оператором документального кино.
После школы Леньков, однако, все-таки поступил в театральную студию Юрия Завадского при Театре имени Моссовета. Вместе с ним учились Маргарита Терехова, Борис Щедрин, Юрий Кузьменков. А в 1965 году, по окончании учебы, Александр Леньков был принят в труппу Театра имени Моссовета, где работал всю жизнь до своей болезни и смерти.
На сцене Александр Леньков сыграл множество разноплановых ролей. Он был Жаком в спектакле «Эдит Пиаф» Виктора Легентова и Василием Теркиным в одноименном спектакле, Расплюевым в «Свадьбе Кречинского» и королем Локом в «Пчелке». Как режиссер поставил на родной сцене комедию «Шум за сценой» Майкла Фрейна.
В кино Александра Ленькова считают выдающимся актером второго плана — хотя были в его карьере и главные кинороли, например студента-радиолюбителя Семена Лагоды в фильме Виктора Иванова «Ключи от неба» (1964). Однако зрителям актер больше всего запомнился по ролям в фильмах для детей —
например, в качестве папы Дениса Кораблева в двухсерийном фильме «По секрету всему свету» по рассказам Драгунского или в скетчах «Ералаша».
А уже в современном кинематографе Леньков активно снимался в самых громких сериалах — от «Бригады» до «Интернов».
Обладая характерным голосом, Александр Леньков участвовал во множестве радиоспектаклей, записывал аудиокниги для детей: от стихов Агнии Барто до «Мертвых душ» Николая Гоголя. А когда американские сериалы пришли на российские телеэкраны, голосом Ленькова говорили Дэйл в сериале «Чип и Дейл спешат на помощь», Пятачок в диснеевском «Винни-Пухе», персонажи «Черепашек-ниндзя» и Спиди-гонщик в одноименном сериале. Актер участвовал в дубляже голливудских блокбастеров и самых известных компьютерных игр.
Про себя Леньков в одном из интервью говорил:
«Я рабочая лошадь. Я профессионал. Умею делать... все. Умею из ничего сделать роль, которая каким-то образом запомнится людям».
Леньков обладал уникальным сочетанием острохарактерной внешности, сильнейшей актерской энергетики, фантастической работоспособности и трезвого, практичного ума — комбинации, на российской сцене встречающейся крайне редко. У многих театральных и кинозрителей есть ощущение его постоянного присутствия в кино вообще и в театре вообще — Леньков как будто был и будет всегда: в театре, куда мы идем после работы, в выпусках «Ералаша», который по выходным мы смотрим вместе с детьми на YouТube, в фильмах, которые мы смотрим в кино, в своих учениках актерского факультета ВГИКа.