Пулитцеровская премия условно делится на два блока — в одном награждают за актуальные достижения в журналистике, в другом, гуманитарном — отмечают лучшее художественное произведение, книгу по истории, пьесу, биографию или мемуары, стихотворное произведение и нон-фикшн. За достижения в журналистике были отмечены газеты Washington Post и New York Times — за серию материалов, основанных на данных Эдварда Сноудена. В гуманитарном блоке
главную премию — за художественный роман — получила Донна Тартт и ее последняя книга «Щегол».
В США этот роман наделал шуму, заняв, в частности, первые строчки в рейтинге продаж Amazon. Стивен Кинг положительно отозвался о романе Тартт, назвав его «ловким произведением, в котором соединились ум и сердце». К нему присоединились голоса множества литературных критиков Америки, которые даже сравнили «Щегла» с диккенсовскими «Большими надеждами». Так что победа Тартт была предсказуемой.
Действие «Щегла» разворачивается на двух континентах — в Америке и Европе — вокруг реально существующей картины «Щегол» Карела Фабрициуса.
Молодой человек по имени Тео Декер вспоминает, как в 13-летнем возрасте посетил с мамой Метрополитен-музей, где в этот момент произошел взрыв. Тео лишился семьи, зато попал в загадочную историю, в центре которой рыжеволосая девочка и картина Фабрициуса.
Донна Тартт — молодая писательница с юга США — до «Щегла» выпустила два романа. Ее первое произведение — «Тайная история» 1992 года, которое стало бестселлером. Второй роман Тартт готовила достаточно долго — 10 лет. «Маленький друг» не добился столь выдающихся успехов, как первое произведение писательницы. Однако ее третий роман, который она готовила долго и тщательно, не дал критикам записать ее в категорию «авторов одного романа».
Помимо лихо закрученного сюжета вокруг романа Донны Тартт выстроился целый миф. Например, она рассказывает, что решила выстраивать новый роман вокруг картины Фабрициуса в Гааге, как только увидела «Щегла» в гаагском музее. При этом писательница даже не подозревала, что сам художник погиб при взрыве в своей мастерской. А сама
картина «Щегол» удивительным образом оказалась на выставке в Нью-Йорке в самый разгар популярности романа, что вызвало большой интерес к экспозиции среди поклонников произведения Тартт.
В других номинациях пулитцеровское жюри отметило как заслуженных, так и молодых авторов. Так, за книгу по истории «Пулитцера» получил Алан Тейлор, уже становившийся лауреатом этой премии, — на сей раз жюри отметило его книгу «Внутренний враг: Рабство и война в Вирджинии, 1772–1832».
Лучшим нон-фикшн года признали исследование Дана Фагина «Томс Ривер. История науки и рабства», которое, как указывается в сообщении оргкомитета премии, «сочетает расследовательский подход с исследованием истории раковых заболеваний у детей в приморском кластере Нью-Джерси».
Среди авторов драматических произведений отмечена молодой автор Энни Бейкер, чьи пьесы идут на Офф-Бродвее — в американском независимом театре. Пьеса «Flick», сделавшая ее лауреатом, уже переведена на русский под заглавием «Киношка».
Из поэтов «Пулитцером» в этом году наградили Виджая Сешадри — американца индийского происхождения, признанного англоязычного поэта, ранее работавшего в штате журнала New Yorker.
Пулитцеровская премия присуждается в США с 1903 года. Ее размер составляет $10 тыс. В разные годы ее удостаивались такие писатели, как Эрнест Хемингуэй, Сол Белоу, Маргарет Митчелл, Джон Стейнбек, Уильям Фолкнер и другие. Особое предпочтение жюри Пулитцеровской премии отдает произведениям, посвященным проблемам американской жизни.