В 1992 году отбывший срок за ограбление Томми Ува и его жена Розмари совершили более десяти налетов на клубы, принадлежавшие мафиозным семьям Гамбино и Бонанно, крупнейшим преступным синдикатам Нью-Йорка. Томми заходил в клуб с пистолетом-пулеметом «Узи», собирал наличность, часы, цепочки, перстни, Розмари ждала за рулем автомобиля. Это были частные клубы для членов мафии, держать в таких заведениях оружие было не принято: никто и подумать не мог, что кому-нибудь придет в голову грабить мафиозных донов, капо и солдат.
В фильме «Гангста Love», который в оригинале называется «Rob the Mob», то есть «Грабануть братву», Томми (Майкл Питт) и Рози (Нина Арианда) оказываются беспечной молодой парой, жертвами головокружения от первых успехов.
Претворяя блестящий в своем безумии план, они кажутся то клиническими идиотами, то комическим дуэтом, то сходящими с ума везунчиками.
«Газета.Ru» поговорила с Майлом Питтом («Мечтатели» Бернардо Бертолуччи, «Последние дни» Гаса Ван Сента, «Забавные игры» Михаэля Ханеке, «Семь психопатов» Мартина Макдонаха, сериал «Подпольная империя») об умственных способностях его героя, жизни в Бронксе, возможностях кинопроизводства за пределами Голливуда и том, почему он снялся в «Подпольной империи», но вряд ли когда-нибудь согласится на роль в «Годзилле».
— Томми и Роуз кажутся не слишком умными ребятами, вы согласны?
— Они совершили несколько ошибок, приняли неверные решения, я бы так сказал.
— При этом Томми использует открытые слушания по антимафиозному делу Готти как источник информации для ограблений, что довольно остроумно. Почему же он оказывается таким упрямым олухом, когда нужно продумать возможные последствия?
— Когда Томми был ребенком, та часть Бронкса, в которой он рос, была благополучным семейным районом. А потом через этот район решили проложить скоростную автостраду. И когда они проложили магистраль, это убило весь малый семейный бизнес вокруг, и множество семей съехали.
А родители Томми остались, и обстановка вокруг становилась все хуже и хуже, пока район не превратился в подобие гетто.
Неудивительно, что с таким окружением он загремел в тюрьму, недополучил образования, поднабрался криминальных замашек. Когда живешь в окружении преступников, начинаешь мыслить как преступник.
— А Томми и в сценарии был почти комедийным персонажем или вы поучаствовали в создании этого типа? Он же даже оружие толком держать не умеет.
— Я до сих пор поверить не могу в то, что они грабили эти клубы. Представьте себе Малберри-стрит в Маленькой Италии — это очень известная улица, она есть в «Крестном отце», — это не то место, куда ты мог заявиться с автоматом и творить черт знает что. То, что жена привозила его на эту улицу и он врывался с «Узи» в клуб, — это полное безумие! Но то, что это сходило им с рук, еще безумнее: они ограбили десяток клубов мафии, это просто уморительно.
Фотоснимок мафиози без штанов, он существует, Томми и правда заставил этих серьезных ребят раздеваться.
С такими людьми подобное не вытворяют, мне кажется, это дико, но весело. И то, что он грабил их с «Узи» в руках, — это тоже правда: парнишка из Бронкса с пистолетом-пулеметом — откуда ему вообще знать, как с такой штукой управляться? Думаю, он на ходу разбирался.
— Вообще про реальных Томми и Роуз мало что известно, но их история удивляет.
— Сложность с переносом их истории на экран заключалась в том, что мафия не говорит правду о случившемся, семья не хочет говорить правду о случившемся и ФБР не хочет говорить правду о случившемся. Есть какое-то количество зацепок, обрывочных сведений, которые нужно собрать в историю, связав все воедино и превратив в полтора часа фильма.
— Который романтизирует грабителей. Это хорошо?
— Ну это же кино, развлечение, а решение романтизировать героев — это выбор режиссера. Если я правильно его понимаю, он захотел взять мрачную историю и превратить ее в прекрасную историю любви. Он любит такие контрасты, пусть даже это по-настоящему трагическая история, каковой она, безусловно, является для родителей Рози.
— Вы снимаетесь либо у европейских мэтров, либо у людей, чьи фильмы показывают на фестивале независимого кино «Сандэнс». Независимое кино — это ваш сознательный выбор?
— Это прямое следствие моих предпочтений, моего вкуса, того кино, которое я сам смотрю, той музыки, которую слушаю и играю. Когда я сажусь смотреть фильм, я жду от него, что он научит меня чему-нибудь, изменит меня каким-то образом, — я не смотрю кино, чтобы просто расслабиться, отвлечься, забыться. Соответственно, и сниматься я предпочитаю в таком кино, которое сам бы захотел увидеть. Фильмы Ханеке, Ван Сента, Бертолуччи через пятнадцать лет станут только интереснее, значимее. Проблема заключается в том, что с таким подходом я сижу и жду интересную роль, а поклонники волнуются: «Почему он так мало снимается?» Чтобы ускорить процесс, решил продюсировать кино сам: на подходе — «Тебе не победить» (You Can't Win), это экранизация романа 1920-х годов, такая забытая американская классика: автобиографическая книга бомжа, которая сильно повлияла на Берроуза. А в январе на «Сандэнсе» состоялась премьера медико-фантастической драмы Майкла Кэхилла «Я — начало» (I Origins) про молекулярного биолога и любовь.
— А Майкла Кэхилла вы лично знали или посмотрели «Другую Землю» и захотели посотрудничать?
— Ни то, ни другое. Я позвонил своим агентам и сказал: «У меня есть отличная идея: я живу в Бруклине, кого вы могли бы мне порекомендовать из моих соседей? Хочу пообщаться». И они говорят: «Есть такой режиссер Майк Кэхилл, поговори с ним». Мы встретились, выпили пива, он поделился идеей своего проекта, и мы немедленно приступили к работе над ним — крайне естественно все сложилось. Мы даже никому еще не стали проект предлагать, а приступили к написанию сценария и через какое-то время обнаружили, что он готов.
— То есть даже не было намерения попробовать себя в жанре умной научной фантастики?
— Когда я наконец посмотрел «Другую Землю», меня в Майкле впечатлили несколько вещей. Во-первых, то, что он был и оператором, и монтажером, до того как стал режиссером. Это значит, что он сам знает и может сделать то, что он просит сделать свою съемочную группу. Вторая вещь, которая меня порадовала, — это то, что «Другая Земля» оказалась научно-фантастическим фильмом, подобных которому я ранее не видел. Это очень человеческая история в фантастической оболочке.
— Сейчас актеры из независимых фильмов часто попадают в крупнобюджетные проекты, как Дженнифер Лоуренс или Элизабет Олсен...
— Дженнифер Лоуренс и Элизабет Олсен — актрисы независимого кино?
— Ну, во всяком случае, начинали в независимом.
— Например?
— Олсен заметили после фильма «Марты, Марси Мэй, Марлен», который был хитом на «Сандэнсе».
— А она же?..
— Младшая сестра близняшек Олсен?
— Да.
— Но она классная!
— Да, она хорошая, я просто думал, что Хлоя Севиньи — это пример актрисы независимого кино.
— Или Грета Гервиг?
— Грета кто?
— Гервиг.
— А она где играла?
— «Фрэнсис Ха».
— «Фрэнсис Ха»? Да. Грета... Как еще раз? Она родственница Стинга? Он ее отец?
— Нет, дочь Стинга — это Мики Самнер, но она тоже в этом фильме есть.
— Окей.
— В общем, если вам предложат роль в крупнобюджетном фильме, например в каком-нибудь следующем проекте студии Marvel?
— Если это будет интересный проект, почему бы нет. Был, например, момент, когда я вел переговоры об участии в экранизации «Акиры» — это очень крутая японская манга. И я бы с удовольствием сыграл в ней роль, но, увы, проект не сложился. Дело не в том, что я хочу сниматься в инди-кино, я хочу сниматься в хорошем кино. Вряд ли я окажусь в «Годзилле».
— Но если сценарий будет хорош?
— Проблема с этими большими проектами — и это одна из причин, по которым я в них не участвую, — заключается в том, что они не дают тебе читать сценарий до начала съемок. Они говорят тебе: «Ты должен подписать контракт на три-четыре фильма», но не показывают сценариев. А потому могут заставить произносить с экрана и делать в фильме все, что угодно. Мне это не по душе. Поэтому если бы не участие Мартина Скорсезе в «Подпольной империи», я бы и на нее, наверное, не согласился.