«Двойник жизни» Андре Кертеша
Венгерского фотографа-классика Андре Кертеша связывали то с документальной фотографией — за то, что тот зафиксировал солдатские будни австро-венгерской армии в Первую мировую, то с сюрреализмом — за снимки обнаженных русских натурщиц в галлюцинаторном пространстве кривых зеркал (серия «Искажения»).
Однако его визитной карточкой стали другие снимки: «Вилка» и «Очки и трубка Пита Мондриана», по сути, чистая форма, граничащая с абстракцией.
Кертеш наслаждался строгой геометрией форм, подчиняющей себе любое содержание. В его художественном мире человеческая фигура не более чем еще один штрих, придающий внутреннюю завершенность композиции. Больше всего его снимки похожи на очищенную от модерновых красивостей графику Обри Бердслея: слишком тесно формализм Кертеша соприкасался с эстетством. На выставке «Двойник жизни» покажут 189 отпечатков с негативов фотографа. Они были сделаны в его родном Будапеште, в послевоенной Франции, где Кертеш на время стал частью парижского бомонда, и в Нью-Йорке. Среди выставленных в Манеже снимков — «Спящий молодой человек» 1912 года, первая дошедшая до нас фотография Кертеша, «Пловец под водой», «Слепой музыкант» и другие его хрестоматийные работы.
«Воспоминания» Филипа Джонса Гриффитса
Британец Филип Джонс Гриффитс — президент агентства «Магнум» (1980–1985), военный фотограф, заставивший американцев изменить взгляд на войну во Вьетнаме.
Фотоклассик Анри Картье-Брессон сравнивал его снимки из азиатских командировок с «Бедствиями войны» Гойи, офорты которого он считал образцом визуальной притчи о смерти.
Объединившая фотографии Гриффитса книга «Vietnam Inc» — подробный и глубокий фотографический рассказ об откровенно абсурдном характере насилия — стала хрестоматийным научным трудом для начинающих военных фотографов. По заданию «Магнум» Гриффитс снимал военные конфликты в Алжире и Израиле, Замбии и Камбодже. Серию «Воспоминания» отличает то же сочетание размеренного повествовательного ритма и скрупулезных поисков языка, на котором говорит история: та, что искалечила Вьетнам и при этом создала «Битлз». «Воспоминания» — это Великобритания 1950–1970-х, увиденная Гриффитсом: шахтеры в Уэльсе, марши противников ядерной программы в Лондоне и траурные процессии в Северной Ирландии.
«Оука Лееле: трансгрессивная утопия»
Когда в 1975 году в Испании пал режим Франко, фотограф Оука Лееле и другие творцы мадридской «мовиды» — хулиганского движения, путеводной звездой которого был режиссер Педро Альмодовар, избрали для себя новую истероидную идеологию — диктат наслаждения и творческой вседозволенности.
Они принялись активно нарушать общественные и эстетические табу и воспевать все безобразное и извращенное. Оука Лееле (псевдоним Барбары Альенде на языке аборигенов Экваториальной Гвинеи обозначает «направь колесо жизни в сторону удачи») вручную раскрашивала черно-белые снимки в стилистике кислотных киноафиш, подрисовывала своим обнаженным моделям ореолы святости и нелепые предметы, бывшие когда-то частью барочного натюрморта.
Ее работы — цветастая карикатура, напоминающая одновременно и книжку-раскраску, и сюрреалистические опусы Сальвадора Дали или Рене Магритта.
В Испании они давно превратились в фотографический гимн свободомыслия и гедонизма, граничащего с патологией. Сама Оука Лееле стала единственным испанским фотографом, которому разрешили снимать в музее Прадо. Серия «Трансгрессивная утопия» соединила в себе те работы, с которыми она победила на каирской биеннале в 2008 году. Все они были созданы в период с 1975 по 2007 год.
«Страна теней» Роджера Баллена
Американский фотограф-провокатор Роджер Баллен мыслит визуальными архетипами, объединившими переживание абсурда всего сущего с непристойностью. Он помещает изогнутые и изувеченные человеческие фигуры, напоминающие существ из фильма Ридли Скотта «Чужой», в сложные пространства, в которых детские каракули на стенах неотличимы от наскальных рисунков первобытных людей. Баллен родился в Нью-Йорке, но около тридцати лет провел в Южной Африке, врастая в мир людей, которые делают вид, что цивилизации просто не существует.
Он снимал черно-белые пейзажи и портреты местных жителей, постепенно дополняя их видео и скульптурой и превращая процесс фотографирования в шаманский ритуал. Ретроспектива «Страна теней» объединила снимки, которые он делал в течение сорока лет.
За страсть к изгоям и маргиналам на Баллена навесили клеймо продолжателя дела Дианы Арбус — американки, исследующей тонкости уродства. Однако если проводить литературные аналогии, то Арбус — это Беккет, который вглядывается в темноту бытия, а Баллен — Гофман, мрачный сказочник, заплутавший в собственных грезах.
«Ретроспектива» Рене Бурри
Швейцарский фотограф из агентства «Магнум» Рене Бурри — автор знаменитых черно-белых портретов, ставших фотоиконами XX века: Эрнесто Че Гевары с сигарой в зубах, архитектора Ле Корбюзье, скульптора Джакометти и Пабло Пикассо. С самого начала карьеры Бурри прослыл фотографом-гуманистом — его первый репортаж о глухонемых детях был опубликован в журнале Life. Фотограф экспериментировал с геометрией кадра (кадр с людьми, бродящими по крыше небоскреба, стал легендой), снимал в послевоенной Европе, в Чехословакии и на Ближнем Востоке. В 1962 году выпустил фотоальбом «Немцы» — рассказ о повседневной жизни в стране, пережившей фашизм, который держится на постоянных переходах от внешнего к внутреннему. 9 апреля Бурри исполнится 81 год, но он до сих пор продолжает снимать и публиковаться. В Манеже покажут ретроспективу фотографа.