Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Красота, народность и котики

На «Винзаводе» открылась выставка «The Best of Russia 2013»

Навальный с женой перед приговором, пир в Дагестане, камчатские вулканы: на фотовыставке «The Best of Russia 2013» на «Винзаводе» российский народ сам сделал себе красиво.

Путин, погружающийся в батискафе на дно Финского залива. Хмурые обыватели, бредущие, будто паломники, с покупками из «Ашана». Турнир по «алкошашкам» в Екатеринбурге, затопленная паводком дорога к храму в поселке Боголюбово. Выставка на «Винзаводе» соединила в себе больше 300 любительских и профессиональных снимков, добрая половина которых изобилует фотографическими трюизмами всех мастей: берущими за душу старцами в декорациях полуразрушенных хижин, резвящимися детками и сигающими со шкафа котами. Все кадры по правилам конкурса были сделаны в России — от Калининграда до Чукотки — в 2013 году. Фотограф Владимир Вяткин, дизайнер Игорь Гурович, журналист Мирослава Дума, основатель «Винзавода» Софья Троценко и другие члены жюри выбрали их из 20 тыс. присланных снимков.

С 2008 года «The Best of Russia» не без успеха стремится показать страну глазами ее жителей — без продиктованных политической ангажированностью прикрас.

Однако в этот раз лицо фотоконкурса для народа ощутимо изменилось в результате вторжения профессиональных репортеров.

Любительская фотография с названием «Компьютер привезли!», например, на которой десяток детских велосипедов разбросан по двору деревенского дома, затерялась среди репортерских снимков самолета, упавшего во Внуково в декабре 2012-го, наводнения на Дальнем Востоке и «моржей»-факелоносцев, продирающихся сквозь лед с олимпийским огнем по Енисею.

Магистральная линия выставки, таким образом, прошла через границу интимного и общественного.

Но взгляд, не замутненный профессиональными обязанностями и возможностью получать зарплату за свои снимки, исчез.


Все фотографии, прошедшие конкурсный отбор, разделились между пятью рубриками: «Люди. События. Повседневная жизнь», «Природа», «Архитектура», «Стиль» и «Специальная тема» — последнюю добавили в этом году.

Главным мотивом этой серии стали ритуалы — свадьбы и похороны. Сюда попали, например, мафиози, поминающие Деда Хасана, похороны Алексея Балабанова и Михаила Горшенева, заброшенное кладбище на Чукотке и венчание в провинциальной глуши.

С первого взгляда кажется, что фотографический образ России — это столкновение вневременных случайностей, перемноженных на огромные территории и культуры малых народов. Визуальное переживание действительности россиян ограничивается радостными выпускниками Суворовского училища, пиршеством в Дагестане и пронизанной русской хандрой деревенской жизнью. Часто технически совершенные любительские снимки, будь то цыганская свадьба или божья коровка, восседающая на улитке, держатся одним лишь желанием сделать красиво.

Поэтому «The Best of Russia» — это красивые люди, красивые пейзажи, красивые и броские атрибуты культуры.

Немногочисленные остросоциальные сюжеты (лицо организатора гей-парада Николая Алексеева в миг соприкосновения с вражеским кулаком, нехитрые сцены из жизни мигрантов в Балашихе) смотрятся бледнее национальной лирики. Дед, одиноко мнущийся около памятника Булату Окуджаве на Арбате с плакатом «Путин, жуй сопли, а не Конституцию», уступает по колоритности чукотским оленеводам. Даже Алексей Навальный, обнимающий на прощание жену в Кировском суде, кажется, нужен здесь для того, чтобы утвердить незыблемость семейных ценностей, а не гражданский пафос.

Все потому, что окутанный петербургским туманом крестный ход, освещающий воды Невы, — это красиво, а драки с ОМОНом — не очень.

Из всех этих вырванных из реальной жизни фрагментов на выставке «The Best of Russia» должен складываться полнокровный образ современной России.

Но вместо летописи эпохи смотр лучших фотографий страны представляет собой скорее лубочный российский телесериал, претендующий на масштабы гоголевской эпопеи о русской жизни.

Выставленных здесь снимков хватило бы на несколько сезонов.

На фоне, скажем, «World Press Photo» — международного фотоконкурса, который в пылу обличения общественных пороков, не стесняясь, эксплуатирует темы войны и насилия, выставка «The Best of Russia» смотрится умеренным набором идиллических снимков из путеводителя для иностранцев. Все тут диковинное, манящее и пестрое: в Нарьян-Маре — олени, на Камчатке — фонтанирующий лавой вулкан, в Новосибирске — казаки с иконами. И не исключено, что наша реальность — та, которую транслируют госканалы, действительно станет похожа на эти демонстрирующие русскую экзотику фотографии.

Новости и материалы
Эвакуированные из Суджи рассказали, что к жителям ежедневно привозили иностранных журналистов
Стоматолог знакомился с женщинами в сети, накачивал наркотиками и насиловал
SIM-карты обвинили во вреде экологии
Ляйсан Утяшева выложила видео в платье с прозрачной юбкой
В бундестаге допустили визит Шольца в Москву
Звезда фильма «Три плюс два» рассказала об угрозах от коммунальщиков
Путин назвал выпуск «Орешника» историческим событием
«Мне их жалко»: глава РФС о фото игрока «Локомотива» с охоты
В Казани заявили о недоступности укрытий по 30 адресам во время атаки БПЛА
Хакеры взломали популярный ускоритель YouTube
Путин рассказал, когда была «нулевая мировая война»
Вера Брежнева показала фигуру в откровенном платье с декольте до пупка
Внутри организма человека нашли новую форму жизни
В Эрмитаже рассказали о самом желанном подарке для их котов на Новый год
60-летняя Моника Беллуччи снялась в «голом» платье
Валю Карнавал раскритиковали за песню с Джиганом: «Хайп на горе Седоковой»
Финляндия, Швеция, Греция и Италия договорились поддерживать Украину
В МО РФ назвали потери ВСУ в ДНР и Запорожской области
Все новости