Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Добродетель на соломе

В Михайловском театре показали «Тщетную предосторожность»

Михайловский театр показал премьеру балета «Тщетная предосторожность» — версию хореографа Фредерика Аштона в Петербурге делали британский знаток спектакля Майкл O'Хэйр и главный балетмейстер театра Михаил Мессерер.

У этого балета затейливая предыстория. Его родословная начинается в 1789 году, за пару недель до Французской революции. Несмотря на комически-пасторальный сюжет, а точнее, благодаря ему спектакль хореографа Жана Доберваля стал памятником истории культуры и просто истории. Доберваль, выпустивший премьеру в Бордо под названием «Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг», обратился, что большая редкость в театре тех лет, не к богам и героям, а к своим современникам, да еще представителям «третьего сословия», хотя, конечно, идеализированным.

В балете дело происходит в деревне, но не реальной, а в той, где крестьян называют пейзанами, нравы ясны, как вымытое стеклышко, а коровы, нарисованные на занавесе, похоже, обладают изящными манерами.

Доберваль не ведал, что запечатлел последние дни — сам воздух — XVIII столетия. Он поставил точку в культе счастливой приватности, сентиментальной уютности, исподволь окрашенной игривым эротизмом. «Тщетная предосторожность» стоит в одном ряду с живописью Греза и Буше, передавая привет «пастушеской поэзии» и комедиям Мариво.

Разумеется, оригинальный балет не сохранился, но его идея дожила до наших дней, хотя название сменилось на «Худо сбереженную дочь», а затем — на «Тщетную предосторожность».

Да что название! Балет, первоначально поставленный на народные песни, впоследствии не раз менял музыку и танцы. Многие хореографы в XIX и XX столетиях брались за крестьянский сюжет. Михайловский театр обратился к одной из лучших версий, появившейся в Лондоне более полувека назад. Ее, на музыку Герольда, с вкраплениями из Россини, сделал Фредерик Аштон в театре Ковент-Гарден.

История о том, как поселянка Лиза любила, да и вышла замуж за бедного поселянина Колена, хотя вдова Симона, ее мамаша-тиранка, хотела выдать дочку за придурковатого, но богатого соседа, сама по себе вряд вдохновит сегодняшнего зрителя. Ему, зрителю, вообще непонятно, отчего в финале балета такой переполох. Ну, заперли случайно Лизу с Коленом в одной комнате, так что, из-за этого мамаше за голову хвататься, разрывать помолвку дочери с богатеньким мальчиком и, сгорая от неловкости, срочно женить влюбленных голубков?

Публика наших дней, как, впрочем, и публика прежних времен, мгновенно откликается на другое.

Главная прелесть спектакля Аштона в добрейшем веселье: не зря этот балет называли «визуальным антидепрессантом».

Тут умиляет все. Дом Симоны, в гостиной которого рядком висят портреты покойного мужа и любимой овцы. Пылающий камин, графин с вином на столе и копченый окорок, вкусно подвешенный под потолком. Уморительные танцующие куры, расправляющие могучие крылья. Изысканная жатва на пуантах с серпами в руках танцующих. Соломенные снопы, в которых прячутся герои, крестьянский танец в грохочущих сабо, разноцветные ленты на шесте — вокруг него водят хоровод на празднике урожая. Живой пони в повозке. Здесь сбивают масло в ручной маслобойке, прядут с веретеном, а горе-жених, взметаемый ветром, запросто летает в грозовом небе. В финале балета никто из его героев не уйдет обиженным, даже этот отвергнутый недотепа, счастливо гарцующий на любимом зонтике.

Спектакль Михайловского театра получился что надо:

труппа очень старалась — и значительно преуспела в том, чтобы передать британскую (и персонально аштоновскую) манеру танца. Надо сказать, это непросто: у нас традиционно танцуют по-другому, более размашисто, и роли, как правило, лепят более «жирными» мазками. А здесь артистам предстояло соединить легкую эксцентрику с комедийной элегантностью, естественную «выпуклость» актерства — со сдержанностью хорошего вкуса, не отменяющей любви к сценическим подробностям. Иван Зайцев (Колен) не был, увы, силен в мелких «заносках», но преуспел в эффектных перекидных прыжках и умении крепко держать партнершу в высоких поддержках. Его сдержанно-чинная, улыбчиво-благородная манера держаться вызвала к жизни фантазии зрительниц: они сочли этого, по либретто, полевого работника по найму обедневшим джентльменом из романов Джейн Остин. Анжелина Воронцова была раскованна и органична в партии Лизы — надлежаще воспитанной в строгости, но при этом себе на уме крестьянской девицы. Демонстрируя (одновременно с кокетством в адрес Колена и игрушечным, как и положено, негодованием по поводу деспотизма матери) хорошую устойчивость, уверенные вращения в обе стороны, четкость поз, крепкие пуанты и приличную выворотность. Кстати, танцевала она два вечера подряд, причем во второй раз лучше, чем в первый.

Партию вдовы по традиции исполняют мужчины.

В первом спектакле мамашу Лизы показал Роман Петухов. В дамском парике, зеленом клетчатом платье, в огромной шляпе с полями и в ботинках на каблуках, он честно следовал поставленным Аштоном стилистическим задачам. Артист-Симона должен показать, как мужчина играет женщину, причем так, чтобы зрители помнили о переодевании.

Во второй вечер на сцене появился Николай Цискаридзе, педагог и наставник Воронцовой в те времена, когда оба участника «Тщетной» служили в Большом театре.

Предложив собственную трактовку образа, народный артист превратил роль Симоны в конкретно-реалистическую: как есть, заботливая мать. Чечетку в сабо Цискаридзе отстукал не так чтобы очень декоративно, без педалирования (а жаль!) ударных акцентов ногами, зато добавил в текст балета мимическую сцену с раскладыванием карточного пасьянса. И не забыл подчеркнуть, что перед нами классический, а не характерный танцовщик: когда (в другом эпизоде) эта Симона любовалась собой в зеркале, то делала это, исполнив не предусмотренный сценарием арабеск. Впрочем, аплодисменты получил не только всенародно известный гость труппы Цискаридзе, но и артисты Михайловского театра в целом. Дети на спектакле хохотали, взрослые умилялись, и финальные поклоны как поселян в соломенных шляпах, так и поселянок в чепчиках потонули в море зрительского удовольствия.

Новости и материалы
Орбан назвал теракт в Магдебурге следствием миграционного кризиса
У берегов Керчи убраны пятна мазута
В МИД оценили возможность назначения посла России до инаугурации Трампа
Volkswagen сократит 35 тысяч рабочих мест к 2030 году
Россияне были признаны лучшими шахматистами другой страны
Экс-замминистра просвещения отправили в СИЗО по делу о хищении
В Тбилиси вновь проходит масштабная акция протеста
Виновницу взрыва в почтовом отделении в Химках задержали
Путин поговорил с главой Татарстана после атаки на Казань
На Украине обучают ИИ для управления дронами
Один из лидеров «Динамо» может покинуть клуб
Умерла актриса Ирена Баженова
Белоусов объяснил необходимость создания нового рода войск
В МИД РФ прокомментировали заявления Румынии про вмешательство России в выборы президента
Захарова назвала блюдо, которое приготовит на Новый год
Ученые объяснили парадоксальную природу отрицательного времени в квантовом мире
Зеленский назначит скандального посла Мельника постпредом Украины при ООН
Маск рассказал, кто «крайне подвел» немцев
Все новости