Вера Хитилова родилась в 1929 году, после учебы в университете Брно попробовала несколько профессий и оказалась, наконец, на киностудии «Баррандов» — работала там ассистентом и помощником. И, видимо, решила делать кино сама – в конце 1950-х она записалась на режиссерский курс, который в Пражской киношколе набрал знаменитый Отакар Вавра.
После выпуска Хитилова сняла несколько короткометражек, а в 1963 году дебютировала и в полном метре — ее картина «О чем-то ином» получила главный приз на международном кинофестивале в Мангейме-Гейдельберге: история о двух женщинах была решена в духе французской новой волны.
Ну а после выхода в 1966-м фарса «Маргаритки» Хитилова стала признанным лидером новой волны уже чехословацкой.
В отличие от своих коллег Милоша Формана, Яна Немеца и Ивана Пассера, Хитилова не стала эмигрировать после событий 1968 года. Она осталась в Чехословакии, где фактически попала под запрет на профессию – Хитилова закончила фильм «Вкушаем плоды райских кущ» (который участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля и получил спецприз жюри кинофестиваля в Чикаго), а следующий сняла только в 1976-м – «Ставку – яблоко» (он тоже получил приз в Чикаго).
За свою полувековую карьеру Хитилова сняла около 30 картин – если считать вместе с короткометражными работами.
Ее фильмы участвовали в конкурсах Берлинского, Каннского и Венецианского и Московского кинофестивалей, а она, чтобы избежать цензуры, сочетала в них киноэксперимент и абсурдный юмор. Причем не отказалась от этого приема даже в 90-е и нулевые годы – когда стало можно и не скрывать своих убеждений. Британская газета The Guardian озаглавила интервью с ней «Богемский рапсод».
Еще она была известна как очень жесткий режиссер – могла ругаться на свою команду и даже драться, – и никто никогда не жаловался. Ее называли лучшим чешским женщиной-режиссером и первой леди женского кино.
Хитилова никогда не жалела о своем решении остаться в Чехословакии, отклонив предложение уехать на Запад, которое было ей сделано еще до Пражской весны. А узнав, что во Франции собираются сделать ремейк одной из ее снятых при коммунистах картин, пошутила: «Американцы переснимают французские фильмы, а французы – чешские. Так что медленно, неторопливо, но я по-любому попаду в Америку».