Арт-группа «ЕлиКука» в ММСИ — «Пропаганда фотографирования»
Марсель Дюшан, главный французский дадаист и сюрреалист, впервые водрузил писсуар посреди выставочного зала, объявив его произведением искусства. Олег Елисеев и Евгений Куковеров из арт-группы «ЕлиКука»
установили над унитазом штангу и предложили всем желающим сфотографироваться с ней, превратив рядового зрителя в редимейд, человека — в абстракцию, а фото в жанре селфи — в издевательскую необходимость.
Сфотографироваться, например, можно под табличкой с надписью «Покорить вершину здесь», усевшись на импровизированный стог сена или рядом с настенными рисунками, снабженными подробными инструкциями по врастанию в экспонат. Музей, таким образом, освободился от диктата строгих смотрительниц и оказался в положении «Диснейленда» для креативного класса, в котором с Джокондой можно сфотографироваться точно так же, как с ряженым Микки-Маусом.
Джессика Лэнг в Мультимедиа Арт Музее — «Незримое»
Актриса Джессика Лэнг снималась в «Крупной рыбе» Тима Бертона, «Сломанных цветах» Джима Джармуша и в сериале «Американская история ужасов», получила «Оскар» за роль второго плана в фильме «Тутси», а потом принялась фотографировать американскую глубинку, Африку, Россию и Скандинавию. Конечно, человек, взявшийся делать простодушные черно-белые снимки в духе старых мастеров, ничего нового к взятой за образец классике не добавит. Но Лэнг, кажется, и не пытается:
она отдает дань случайным кадрам, маленьким людям и условности немого кино.
Все 140 фотографий из серии «Незримое» были созданы в начале 1990-х, но выставляются по желанию Лэнг без названия и даты, утверждая тем самым и свой вневременной характер, и возведенную в квест фирменную скромность автора.
Дэвид Херн в Мультимедиа Арт Музее — «Земля моего отца»
Снимками из серии «Земля моего отца» Дэвид Херн выплачивает долг месту, так и не ставшему для него родиной. Здесь он предстает не классиком репортажной фотографии, прославившимся съемками венгерской революции 1956 года, а мальчиком, выросшим в Уэльсе среди истинных валлийцев, за которым всю жизнь фурией гоняется его английское происхождение.
Херн смотрит на мир Уэльса взглядом иммигранта, наблюдающего в течение двадцати лет разрушение мифа.
В 1974 году он снимал тогда еще работающий Шоттонский сталелитейный завод. В 1997-м — возникший на его руинах Национальный музей угольной промышленности. Его фотолетопись соединила в себе кадры торгующих на ярмарке фермеров, рудника «Черная гора», на котором продолжают использовать шахтных пони, горняцких каникул, валлийских бардов 1960–1970-х — величественный и неторопливый мир сказки, который топчет хищный капитализм: японские фабрики, ларьки, торгующие гамбургерами, стриптиз-клубы. В результате работы Херна превратились в фотографический эпос в духе романа «Жерминаль» Эмиля Золя.
Крис Стил-Перкинс в Мультимедиа Арт Музее — «Англия, моя Англия»
Если Дэвида Херна интересует проросшая на британской почве драма взросления, дряхления и смерти старых форм, то фотограф агентства «Магнум» Крис Стил-Перкинс предпочитает фарс. Его Англией управляет абсурд:
сияющий лик Маргарет Тэтчер здесь напоминает икону, завтрак на траве — рекламу биойогурта, а вовсе не картину Эдуарда Мане, изображения старцев на фоне глянцевых плакатов с Иисусом — поп-версию русской глубинки.
В 1970-е Стил-Перкинс снимал британских подростков с прическами «кок» и выпустил книгу «The Teds», посвященную молодежной культуре. В 1980-е увлекся странами третьего мира и посетил Африку и Афганистан, однако всегда возвращался в Великобританию, чтобы зафиксировать ее превращения. Несмотря на анекдотическую суть и праздность, прорывающуюся сквозь его работы, в них присутствуют и интеллект, и хваленое британское чувство меры, не дающее легкой комедии скатиться в бурлеск.
Маттье Гафсу в ММСИ — «Добро пожаловать в горы! Антиромантическая Швейцария»
Русский Esquire уже публиковал работы молодого швейцарского фотографа Маттье Гафсу из серии «Священный» (католические храмы города Фрибур) и кадры из Мекки, на которых религиозное и экстатическое начало перемешано с галлюцинаторным. Выставка «Добро пожаловать в горы» посвящена поверхностным суждениям, вывернутым наизнанку и получившим статус религии. Здесь показывают две серии работ Гафсу — «Альпы» и «Ла-Шо-де-Фон». Национальный колорит, производимый на экспорт, для туристов становится объектом слепой веры. Поэтому горы на его фотографиях, списанные не то с компьютерной заставки, не то с настенного календаря, так напоминают опереточные декорации, а на первый взгляд безликий город часовщиков — «Метрополис» Фрица Ланга, урбанистическую утопию.