Десять человек получают предложение, от которого не могут отказаться. Они становятся современными гладиаторами и получают настоящее оружие, настоящую смерть и обещание настоящей награды. Игра довольно простая, нужно лишь выполнять указания организаторов, не уходить за пределы МКАД и остаться в живых. Еще каждому участнику вводят вещество, которое убивает, но только если уснуть.
Победит только один — тот, кого не прикончат соперники и кто сумеет продержаться без сна дольше остальных.
Силы участников боев неравны изначально. Один из них — бывший наемный убийца, приговоренный к пожизненному сроку (Эдуард Флеров), другой — стритрейсер (Владислав Павлов), есть несовершеннолетняя девушка, сотрудник органов правопорядка и даже один из организаторов, попавшийся своим коллегам на предательстве.
Победитель получит $1 млн, новые документы и антидот.
За играми внимательно наблюдают богатые хозяева жизни: для них это адреналин и возможность заработать или проиграть немного денег. Одной из зрительниц поневоле становится вдова Марина (Дарья Повереннова): ее муж был членом этого закрытого клуба и перед гибелью успел сделать ставку на $100 млн. Владелец этой ставки не имеет права уйти до окончания соревнований, и Марине придется досмотреть кровавое шоу до конца.
Компания «Дикси Медиа» (сериалы «Глухарь», «Пятницкий», «Карпов», «Меч», «Игра») решилась на эксперимент над зрителем: впервые в России премьера нового многосерийного фильма пройдет в интернете. Под этот проект был создан специальный сайт DixiFlex, реклама крутилась несколько месяцев на различных интернет-порталах (в основном развлекательного характера), а за несколько дней запустили реалити-шоу.
Для премьеры была выбрана 16-серийная «Бессонница» — фильм о том, как здесь и сейчас, в современной Москве, разыгрывается сюжет «Голодных игр».
Выбор, мягко говоря, неудачный.
С самим сериалом как раз все в порядке. Его авторы взяли за образец кроме трилогии Сьюзен Коллинз и ее незаконченной экранизации «Бегущего человека» — роман Стивена Кинга и фильм по нему с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Ну и совсем дальний, но прямой родственник сюжета об охоте на человека — это вышедшая в 1950-х повесть Роберта Шекли «Премия за риск».
Могучие предшественники позволяют «Бессоннице» прочно стоять на ногах, и если сценаристы не позволят себе в последующих сериях каких-либо вольностей, то за счет качественного исполнения сериал мог бы стать заметным событием на любом телеканале, хоть на том же НТВ, который показывал предыдущую продукцию «Дикси».
Но именно что на телеканале, в интернете все по-другому.
Бизнес-модель онлайн-кинотеатра одного сериала проста, как правила игры на выживание из сериала.
1 марта на сайте появится первая, бесплатная серия; затем там же будут публиковаться по одной серии в день, за каждую из которых придется заплатить 75 руб. Вроде бы немного — примерно столько стоит, допустим, основная масса электронных книг на сайте «Литрес» (хиты Пелевина или Лукьяненко могут быть и подороже).
Но общая сумма за все 15 платных серий получается примерно в три раза больше месячной подписки на сервис «Амедиатека», на котором, будем справедливы, разнообразия больше.
Американский Netflix, который был пионером в работе с платным и легальным видеоконтентом, на собственный сериал замахнулся лишь через пятнадцать лет после создания — уже обзаведясь огромной и лояльной аудиторией, способной переварить любые новации. Но даже при таком раскладе Netflix выпустил «Карточный домик» — политическую драму о вершинах государственной власти, сразу всю, все 13 серий, и бесплатно для своих подписчиков.
А чтобы заставить пользователей раскошелиться по выбранной DixiFlex схеме, нужен мощный двигатель, стать которым «Бессонница», к сожалению, не способна.
Дело тут как раз в тех самых образцах. И «Бегущий человек», и «Голодные игры» — короткие истории, которые рассказываются быстро и держат читателя или зрителя в постоянном напряжении. Но когда на арене «Голодных игр» появляется десяток героев с равным правом на сопереживание, а на представление персонажей и объяснение правил смертоубийства уходит целая серия, зрители фильма неизбежно превращаются в зрителей из фильма, которые аплодируют каждому убитому и делают ставку на то, кто погибнет следующим.
Перейти на эту сторону, которая благодаря тем же произведениям однозначно является злом, дано не каждому: люди в массе своей все же не звери, да и любая фантастика относит появление подобных шоу в отдаленно неопределенное будущее. Современная общественная мораль, конечно, допускает прямые репортажи с войн, но среднему уровню кровожадности вполне соответствует просмотр «Дома-2».