В сконструированном из кирпичиков Lego мегаполисе жизнерадостные жители жизнерадостно трудятся на благо общества, проживая жизнь по жизнерадостной инструкции: «Вдох-выдох, наклон-подъем, завтрак, телевизор, хит-парад, доброе утро, страна, на работу как на праздник, кофе в стаканчике — и чем дороже, тем лучше». Антиутопия не слишком старательно притворяется утопией: во главе мирового порядка стоит Президент Бизнес — он же темный Лорд Бизнес из пролога, в котором злодей ослепляет старика с посохом и получает в свои руки самое грозное оружие во вселенной.
Остановить его, согласно пророчеству, может только Избранный, которым оказывается простой работяга-строитель.
В «Лего. Фильме» все сделано из деталей легендарного конструктора: даже вода, льющаяся из душа, даже пена на водной глади, облака в небе, огонь и дым пожаров. Вернее, не буквально сделано, но искусно сымитировано.
Покадровая анимация с использованием реальных фигурок и элементов Lego — только часть того, что зритель видит на экране, но все, что нарисовано в 3D, выглядит как мир, честно собранный по кирпичику.
Как и в случае с лучшими мультфильмами Pixar (от сравнений никуда не деться), формальная новизна стала важной составляющей успеха — в американском и мировом прокате «Лего. Фильм» бьет рекорды с начала февраля. Сюжет повторяется. В 1995 году «История игрушек» студии Pixar положила конец гегемонии Disney, находившейся в очевидном творческом кризисе. Через десяток лет вторая компания приобрела первую, и, сколько бы независимости ни сохраняли мультипликаторы-революционеры под началом Джона Лассетера,
в последние годы Pixar производит больше однообразных продолжений своих прошлых хитов, чем новых оригинальных мультфильмов.
На фоне очередной стагнации в студийной анимации возвращение в большую игру Warner Bros. выглядит триумфальным. В конце 1990-х студия, в сундуках которой хранится слава веселых мелодий «Merrie Melodies» и «Looney Tunes», пыталась запустить производство полнометражных мультфильмов. Но ни прекрасный антивоенный «Стальной гигант» 1999 года, ни менее сложные проекты денег заработать не смогли, так что к середине 2000-х программу окончательно свернули. Однако от идеи не отказались: несколько лет назад Warner Bros. стала собирать перспективных художников, режиссеров и сценаристов в независимый от Warner Bros. Animation мозговой трест, который получил название Warner Animation Group. «Лего. Фильм» — первый полный метр этой творческой команды.
Режиссеры «Лего. Фильма» Фил Лорд и Крис Миллер работали вместе над мультфильмом «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек», а ранее над сценарием ситкома «Как я встретил вашу маму». Не самые оригинальные авторы, зато умело эксплуатируют пародийную эстетику и штампуют незамысловатые рабочие шутки. В сочетании с очарованием конструктора Lego и сюжетом, который одновременно развлекает детей и потакает взрослым, их навыки сработали наилучшим образом.
«Лего. Фильм» — это и история про простого парня, даже аутсайдера, которому суждено стать героем, и апология творческой свободы, которая противопоставляется сборке по инструкции, и сатира на общество потребления.
То вертолеты, сметающие все на своем пути, промелькнут за спинами воодушевленно поющих навязчивый хит «Все у нас прекрасно» рабочих. То в продаваемом за $37 стаканчике кофе проглянет пародия на всемирно известную сеть кофеен.
При этом создатели умудряются одновременно «продавать» продукты собственных брендов, подшучивая над ними, но не так жестоко, как над кофе.
В сборной команде защитников Лего-мира собраны герои комиксов DC Бэтмен, Зеленый Фонарь, Супермен, Чудо-женщина, появляются на экране Дамблдор и Гэндальф — в кино все они, так или иначе, принадлежат Warner Bros.
Поводы для шуток здесь незамысловаты. Бэтмен — мрачный крепыш, который включает для пассажиров бэтмобиля суровый дабстеп про собственное сиротство. Зеленый Фонарь преследует Супермена, как надоедливый фанат (в оригинале их озвучивают Джона Хилл и Ченнинг Татум). Гэндальф и Дамблдор слишком похожи друг на друга и на озвученного Морганом Фрименом старца с посохом, который здесь и за Морфеуса из «Матрицы», и за магистра Йоду из «Звездных войн», и за всех остальных наставников супергероев.
Разборки на улицах Кирпич-града, в которых силой фантазии что угодно может превратиться во что попало, отсылают к «Трансформерам».
Отдельно хочется отметить Заоблачную даль, где в конфетно-радужном оптимизме обитает Кисонька-единорог — Принцесса Юникитти, это уже славный представитель оригинального безумия компании Lego.
Еще одна непародийная шутка — плохой и хороший полицейский, которые оказываются двумя лицами одной головы-болванки из набора.
Этот мультфильм недотягивает до лучших произведений Pixar, да и пародировать «Матрицу» в 2014 году как-то слишком не ново, но тем очевиднее успех «Лего. Фильма» указывает на то, что даже вольный пересказ классики выглядит свежее конвейерно штампуемых сиквелов и клонов. Во всяком случае, если собрать его из деталей, видеть которые на большом экране пока что непривычно.