Видеохудожник, режиссер и куратор Дмитрий Булныгин участвовал в жюри одного европейского фестиваля видеоарта. На экране шло очередное, очень глубокомысленное произведение, и он никак не мог понять, когда же оно кончится. «Такая у меня была мысль, — рассказал Булныгин «Газете.Ru». —
Если произведение не устраивает, то хорошо бы знать хотя бы, что скоро финал».
Именно с этого начался Фестиваль сверхкороткого фильма, который Булныгин проводит то в Новосибирске, то в Москве. С простой мысли о хронометраже законченного произведения (не более одной минуты) идея смотра сверхкороткого кино развилась в фестиваль кратких философских высказываний. Эта эволюция понятна — ей больше некуда двигаться, а вместить в 60 секунд законченную фабулу крайне сложно. «Сюжет — это необязательная составляющая жанра, — поясняет основатель фестиваля. — Кинематограф развить за одну минуту невозможно: например, здесь отсутствует такое понятие, как пауза». Пауз действительно нет, анимационная и видеопрограммы фестиваля умещаются в 45-минутный ролик, если показывать их нон-стоп. Плюс на фестивале покажут еще и специальную программу — подборку фильмов с аналогичного фестиваля в Швейцарии.
Сверхкороткое кино без сюжета и правда обходится прекрасно.
Например, работа московской художницы Сары Кулманн «The end of order» — круговерть из предметов искусства и дизайна. Зрители сначала наблюдают их расставленными по комнате в определенном порядке, а потом смотрят, как комната закручивается и вещи разлетаются в разные стороны. Или другая работа — «Объемы» Кусте Фрауна из Германии, которая вообще длится секунд десять:
человек подходит к мусорному баку, бросает в него небольшую жестяную банку из-под пива и получает мусора в разы больше — бак развалился.
«Если сравнивать сверхкороткое кино с текстом, то это даже не предложение — это мысль, высказанная определенным образом. «Наиболее успешны те работы, в которых идея наиболее точно выражена, гармонично придумана и сказана», — размышляет Булныгин.
Идей на фестивале много, многоплановых или однозначных.
В своей картине «Свобода» Анна Толкачева предлагает зрителю и хомячку выбрать свободу или размышления о свободе, между «свободой» и словом «есть» в разных его значениях.
А вот «Последний бумажный змей» Лучио Лепри и Андреа Пиеццо — меланхоличный реквием по человеку и по детству, довольно понятное, близкое и однозначное чувство утраты.
Мысль и способ ее выражения — не единственные составляющие успеха сверхкороткого кино. Особенно хорошо, когда в картине есть индивидуализм, говорит Булныгин. Индивидуальность проявляется в способе выражения авторской мысли. И чем интереснее, оригинальнее мысль и образ, через который она выражена, тем кино лучше.
В своей картине «Нежданчик и миазм» художник Александр Петрелли, основатель галереи «Пальто» (в которой художественные произведения экспонируются на подкладке пальто Петрелли), читает «Песенку друзей» Сергея Михалкова —
и «Мы едем-едем-едем в далекие края…» звучат как зловещее и мрачное пророчество нам всем и каждому в отдельности.
Или работа «Рисующая лошадь» Стефана Мак Колума из Ирландии: тут пластилиновая лошадь рисует и рассуждает об искусстве, вопрошая нас в конце картины, является ли искусством то, что создает рисующая лошадь.
В этом году в программе фестиваля особенно много злободневных высказываний. Еще в прошлом году победителем стал фильм художника из Екатеринбурга Тимы Ради, в котором на карточном домике из полицейских щитов устанавливался золотой трон, и зрители наблюдали, как вся конструкция рушится. В этом году среди работ фестиваля есть размышления о судьбе России (картина «Подниматели России» Михаила Максимова, сделанная в виде игрового шутера от первого лица с элементами хорора), о свободе (та же «Свобода» Толкачевой), о бессмысленности существования общества (в работе «Вверх и вниз» Дениса Сычева люди по очереди впихивают камень на вершину, чтобы потом быть раздавленными им).
В Фестивале сверхкороткого фильма участвуют и профессиональные художники, и любители. «Нас не интересует профессионализм автора, художник он или нет, профессионал или любитель, мы смотрим только само произведение», — говорит Булныгин. Впрочем, хорошую одноминутку так же сложно сделать, как написать суперфразу, и получается, что художники видеоарта представляют большинство работ на фестивале. Их будет оценивать в двух программах (анимационной и видео) международное жюри, в которое входят кураторы, поэты, художники — среди них оператор и режиссер-документалист, один из создателей проектов «Срок» и «Реальность.doc» Павел Костомаров.