Стрельба и захват заложников в московской школе — это трагедия, которой можно было бы избежать, уделяя больше внимания воспитанию детей. Об этом заявил Владимир Путин на заседании совета по культуре, которое прошло в понедельник, 3 февраля, в Пскове и было посвящено развитию театральной отрасли. По мнению президента, в России не создаются новые театры юного зрителя, а у подрастающего поколения не развивается художественный вкус.
3 февраля ученик московской школы №263, вооруженный винтовкой и карабином, захватил в заложники один из классов. Он застрелил учителя и полицейского и ранил другого стража порядка. Позже старшеклассник отпустил заложников и сдался полиции.
«Надо воспитывать новое поколение зрителей с хорошим художественным вкусом, умеющих понимать и ценить театральное, драматическое, музыкальное искусство. И если бы у нас делалось это должным образом, то, может быть, и трагедии, подобной сегодняшней московской, не было бы», — приводит мнение Путина агентство «Интерфакс».
По его словам, существующий уровень представлений, идущих в детских театрах России, «оставляет желать лучшего».
«А надо, чтобы они учили думать, сопереживать, верить в силу добра», — сказал президент. Он напомнил, что традиция специализированных детских театров появилась именно в нашей стране, а ленинградский ТЮЗ давал спектакли даже во время блокады.
Чтобы исправить ситуацию с детской сценой, Путин предложил восстановить сеть детских театральных студий, художественных и литературных кружков, поддерживать общественные инициативы и самостоятельные творческие коллективы. Причем помогать следует не только финансовыми средствами, но и выделением помещений для занятий.
«Это могут быть и библиотеки, и музеи, и дома культуры, и школы», — отметил глава государства.
Помочь детскому творчеству могли бы актеры, в том числе и те, которые завершили «активную карьеру, но готовы делиться своим опытом». Путин пообещал не забывать о такой помощи.
«У нас опыт театральной работы в коррекционной школе, и мы уже видим результаты этой работы: дети становятся более уверенными в себе, у них повышается самооценка, развиваются навыки самоанализа, они становятся более контактными, — рассказала «Газете.Ru» руководитель столичного «Театра.Doc» Елена Гремина. — И это не мы себя хвалим, это нам говорят педагоги, с которыми мы работаем в теснейшем взаимодействии». По ее словам, театральная работа позволяет раскрыться даже самым замкнутым детям.
«Я верю в театр как инструмент социальной реабилитации, — говорит Гремина. — Так, наш режиссер Варвара Фаэр некоторое время назад работала в ИК-6 со взрослыми женщинами-заключенными,
ни одна из принимавших участие в ее проекте женщин не вернулась за решетку».
«Вклад деятелей культуры в воспитание подрастающего поколения будем по достоинству оценивать. И в самое ближайшее время внесем определенные предложения», — заметил на псковской встрече президент и напомнил, что уже учреждены три премии, по 2,5 млн руб. каждая, за лучшие произведения искусства и литературы для детей и подростков.
Но проблемы в стране не только с детским театром. Существует «театральная дискриминация»: во многих средних и подавляющем большинстве малых городов просто нет театров.
Впрочем, Путин не стал призывать строить по театру в каждом городе, а посоветовал обратиться к опыту СССР, когда были развиты гастроли и фестивали.
«Создавалось единое театральное пространство, — отметил президент. — Укреплялось межнациональное общение, связи между территориями большой страны. Я уже не раз говорил: многое из того, что делалось раньше, конечно, можно и нужно брать на вооружение. Имею в виду не идеологическое содержание, а саму организацию работы».
Путин обратил внимание на то, что региональные театры стали чаще бывать в Москве, а вот в соседние области практически не выезжают. «Нужно вместе разобраться, в чем причина. Очевидно, что она, конечно, опять в деньгах. Но здесь должен быть какой-то импульс от министерства и региональных властей», — сказал глава государства.
Напомним, что при Минкультуры в январе этого года был создан специальный центр по поддержке гастрольной деятельности театров. Возглавила его Евгения Шерменева — театральный продюсер, многолетний организатор фестиваля «NET-Новый европейский театр», до нынешнего назначения курировавшая столичные театры в ранге заместителя руководителя московского департамента культуры. По словам Шеременевой,
центр не будет отделом в структуре Министерства культуры — это отдельное федеральное учреждение культуры, которому переданы все функции организатора гастрольной деятельности, с возможностью привлечения партнеров регионального и федерального уровня.
«Мне кажется, что самая большая проблема, которая связана с культурной дискриминацией регионов, — это вопрос развития аудитории, — рассказала Шерменева «Газете.Ru». — Второй вопрос — это обеспечение гастролей».
Шерменева отметила, что, прежде чем серьезно говорить о возрождении гастрольной деятельности, необходимо оценить ту инфраструктуру, которой располагают малые города и столицы регионов, узнать о наличии мест для организации гастролей.
«Вопрос технического обеспечения театральных площадок, возможности организации информационной поддержки гастролей — все это должно стать предметом совместной работы с региональными структурами», — отметила она. — Конечно, эту работу нам надо будет делать вместе и с органами власти регионов, и с привлечением руководителей системообразующих предприятий, частных партнеров, заинтересованных в развитии культурного потенциала региона».
Об этом же говорил на совете и худрук петербургского Александринского театра Валерий Фокин: по его мнению, нужно проанализировать состояние театрального хозяйства страны и создать специализированный банк данных, чтобы понимать уровень доступных площадок и потребности зрителей. Он добавил, что в советское время театральные гастроли были четко организованы, а в крупных городах были и цирк, и театр юного зрителя, и театр оперы и балета, и театр кукол.
«Все понимали, кто куда едет на гастроли. Сегодня вся гастрольная деятельность – это хаос. Этой системы нет», — отметил Фокин, указав, что к настоящему времени многие ТЮЗы фактически уничтожены.