Британский круг критиков — организация профессионалов пера в области драмы, архитектуры, музыки, кино, арта и танца, на сегодняшний день она объединяет более 50 журналистов, пишущих о балете и танце на английском языке. Кругу критиков более века, но его хореографическая секция существует с 2000 года. Ежегодная премия National Dance Awards — награда по итогам сезона, предназначенная как британским, так и иностранным артистам, постановщикам и компаниям; британские и заграничные компании номинируются отдельно. Российские представители не раз получали награды Круга критиков: это, к примеру, Мариинский театр (2001 и 2011), хореограф Алексей Ратманский (2006) и танцовщик, тогда солист Большого театра, Иван Васильев.
В 2014 году в шорт-лист премии включены более 250 претендентов, выступавших с 31 августа 2012 года по 1 сентября 2013 года на территории Великобритании.
Списки нынешних претендентов, кажется, не совсем удовлетворяют самих членов круга, на что указывала обозреватель газеты Guardian Джудит Макрелл. Возможно, она имела в виду отсутствие в номинациях Большого театра, гастролировавшего в Лондоне прошлым летом. Это и впрямь странно, поскольку успех гастролей подтвержден как хвалебными рецензиями, так и многочисленными восторженными отзывами балетоманов в англоязычном интернете.
Но в случае с Большим, быть может, сработало сразу несколько причин. У театра уже много наград круга: он трижды (в 2006, 2007 и 2010 годах) признавался лучшей зарубежной компанией. Могли сыграть роль и скандалы прошлого сезона. Кроме того, многие английские обозреватели хвалили артистов, но довольно кисло отнеслись к классическим балетам в редакции Юрия Григоровича — а именно эти редакции составляют основу репертуара ГАБТа.
И еще члены круга наверняка не захотели сталкивать лбами, да еще и в рамках одной номинации, два российских коллектива — Большой и Михайловский театры.
В итоге именно Михайловский впервые представляет Россию в рамках номинации «Лучшая компания». Динамично развивающийся петербургский театр очень понравился англичанам во время прошлогодних гастролей. После показа «Жизели», «Лауренсии» и Дон Кихота» критики назвали труппу творчески процветающей, а солистов — бесконечно преданными своему делу. Впрочем, конкуренты нашему театру в списке круга достаточно веские — Бостонский балет, Балет Сан-Франциско и труппа Rosas.
Серьезным будет и спор в номинации «Лучший хореограф в классическом балете», хотя России тут ничего не светит:
Ратманский, выдвинутый как автор балета «24 прелюдии» на сцене театра Ковент-Гарден, теперь работает вне России, а других крупных талантов в стране не появилось. С автором прелюдий соревнуются Марк Моррис (спектакль «Beaux» в Балете Сан-Франциско), Дэвид Никсон («Великий Гэтсби» в труппе Northern Ballet) и Кристофер Уилдон (постановка под названием «Aeternum» в Королевском балете Великобритании). Среди хореографов, работающих в неклассических техниках танца, номинированы Гильермо Ботелно, Рассел Малифант, Мэтью Борн и Сиди Ларби Шеркауи. Произведения первого, в том числе и номинированный «Sideways Rain», у нас не видели, а опусы даровитых Малифанта и Шеркауи, правда, другие, привозились на гастроли, как и забавный балет «Спящая красавица» с вампирами, за который отмечен Борн.
Претендентки на звание лучшей исполнительницы не разделяются по направлениям танца, отборщики вникали лишь в уровень профессионализма.
В одной категории представлены мастер фламенко Эва Эбарбуэна и три классические балерины, уроженки России.
Маститая Мария Кочеткова (Балет Сан-Франциско) окончила московскую балетную школу и, прежде чем уехать в США, работала в Англии. Молодая Ольга Смирнова (балет Большого театра) три года назад получила работу в столице сразу после окончания петербургской Академии хореографии: руководство балета ГАБТа соблазнило девушку обещанием дать главные партии, а не томить, как это обычно бывает, в кордебалете. Наталья Осипова — мировая звезда, бывшая прима Большого, вместе с Иваном Васильевым уехавшая несколько лет назад в труппу Михайловского театра, а теперь работающая в Лондоне. Это не первая номинация Осиповой в круге: она была лучшей балериной в 2007 и 2010 годах за выступления на гастролях. Только что номинантка с триумфом выступила в «Жизели» с Королевским балетом, и те же рецензенты, которые решают премиальную судьбу в круге, дружно захлебнулись в похвалах.
В мужской номинации «Лучший танцовщик» — Дэйн Херст (Рамбер-балет), танцовщик с Урала Вадим Мунтагиров (Английский национальный балет) и Эдвард Уотсон (Королевский балет Великобритании),
а также блистательный Сергей Полунин — бывший премьер Королевского балета, сбежавший в Россию, где он трудится солистом московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Есть еще одна номинация, прежде она называлась «В свете прожектора», теперь — «За выдающееся исполнение»: авторская интерпретация партии волнует критиков больше всего независимо от того, большая ли роль или маленькая. Среди классических балерин выдвинуты Нэнси Осбальдестон (за партию Балерины из «Петрушки» в Английском национальном балете), Кира Робинсон (из труппы под названием Ballet Black, а балет называется «War Letters»), Акане Такада (Ольга из балета «Онегин» в Королевском балете Великобритании) и Ян Ван Тан из Сан-Франциско (спектакль «RAkU»). У мужчин отмечены Джефри Кирио (балет в «Plan to B» в Балете Бостона), Исраэль Галван («Игра фламенко» в британском театре Sadler*s Wells), звезда Парижской оперы Николя ле Риш (Юноша в балете «Юноша и Смерть», Английский национальный балет) и Брайан Маколи (роль кучера Братфиша в «Майерлинге» Королевского балета).
У артистов, работающих в иных танцевальных техниках, заявлены собственные, актерски выразительные претенденты, есть и раздел «Лучшая независимая компания», в который входят маленькие, зачастую экспериментальные труппы.
На премию «За заслуги перед искусством» среди других претендентов выдвинута Сильви Гиллем — живая легенда мирового балета, француженка, долго служившая прима-балериной Королевского балета Великобритании. Гиллем имеет шанс оказаться в славной компании: в этой номинации побеждали Питер Брук, Пол Скофилд, Питер Устинов, Джуди Денч, Гарольд Пинтер, Йен Маккеллен, Хелен Миррен и Том Стоппард.