На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Графиня из коммуналки

Премьеру «Пиковой дамы» в «Новой опере» показал петербуржец Юрий Александров

В театре «Новая опера» прошли премьерные показы оперы Чайковского «Пиковая дама», с помощью которой петербургский режиссер Юрий Александров показал краткий курс истории СССР и России.

Перед премьерой «Пиковой дамы» режиссер Юрий Александров рассказывал, что его спектакль — «послесловие к XX веку», со всеми его потрясениями, а Герман — «воплощение русского архетипа», обыденный маньяк, «рвущийся вверх по социальной лестнице», при этом все разрушающий на своем пути. Этого стоило ожидать: впервые подобного рода опыт над «Пиковой дамой» постановщик уже производил в Петербурге.

Увертюра оркестра под руководством дирижера Александра Самоилэ сразу показала вектор звучания:

музыка была так страстна, громка и зловеща, что стало ясно: история Германа и Лизы будет отдавать триллером.

Когда поднимается занавес, по глазам бьет громадная — гораздо больше оригинала — копия скульптуры «Амур и Психея» из Летнего сада. Забегая вперед, скажем, что по мысли сценографа Виктора Герасименко метаморфозы изваяния будут работать на общую идею. Сперва каменные античные любовники целые, чистенькие и беленькие — в прекрасной дореволюционной жизни. Потом Амур отъедет в одну сторону, Психея — в другую, и скульптура разобьется на части (а в цоколе каждой половины разместятся лестницы и комнаты сталинской коммуналки). Это символ безобразий нашей новейшей истории и знак крушения чувств Германа и Лизы. В финале Амура с Психеей снова склеивают, получится наспех отреставрированный «новодел».

Герман, в черном полувоенном одеянии, которое он будет носить до конца, возникает на сцене откуда-то снизу (читай: из преисподней), поднимаясь с пола, где он лежал, укрытый зеленой шелковой тряпкой, олицетворяющей, надо понимать, сукно с игорных столов.

Вокруг него стоят мрачные темные фигуры — наверное, это революционеры, погубившие идиллию 1913 года.

А вот и сама идиллия — в первой картине гулянья в Летнем саду. Среди почтительных петербуржцев чинно проходит улыбчивая царская семья — спектакль посвящен автором 400-летию дома Романовых, хотя какая связь? Ну да ладно. Все поголовно одеты в белое (кроме дьявольского Германа, конечно), аксессуары тоже светлые — зонтики, коляски, воздушные шары и младенцы в пеленках. Диссонансный герой в исполнении Романа Муравицкого перманентно небрит, мрачен, свирепо сверкал глазами и не радовал давно уставшим голосом, особенно на верхах (на партию Германа, кстати, планировался знаменитый певец Владимир Галузин, но он отказался, придя в ужас от режиссерской концепции). Томский (Роман Бурденко) в военной кавказской форме с кинжалом на боку и в кудрявой папахе нюхает кокаин — и превосходно поет, бравируя глубоким чувственным баритоном. Елецкий (Василий Ладюк) поет очень неплохо и даже танцует.

Графиня тут не восьмидесятилетняя карга, как о ней сообщают, но молодая и красивая дама.

Внезапно Амура и Психею заливает виртуальной кровью, семью царя ставят к стенке, в руках у Германа возникает маузер — и мы переносимся… нет, не в революцию, а в комнату Лизы, она же — военный госпиталь Первой мировой войны. Сестры милосердия читают плохие новости в газете (видно, про отречение государя-императора) и навзрыд плачут, но быстро утешаются и поют «веселую, русскую», причем Елецкий аккомпанирует на фортепьяно. Такой вот пир духа во время общественной чумы. Герман, повадкой похожий на вампира, поет «О, как ты хороша», стоя спиной к Лизе. Апофеоз наступает, когда герой срывает одеяло с полуголой, лежащей на кровати девушки и, наблюдая за ее неуклюжими попытками прикрыться, ей же и поет «О, пощади меня». Зато певицы «Новой оперы» — одно из отрадных впечатлений спектакля. Лиза (Марина Нерабеева) так же впечатляет вокалом, как и Графиня (Агунда Кулаева, которая показала себя и отменной актрисой).

Действие перенесется в 1937 год. С помпой и показухой отмечается столетие со дня смерти Пушкина.

Восторженный старичок-пушкинист, от избытка чувств воздевающий руки к небу, так же омерзителен режиссеру, как истовая комсомолка в красной косынке, потрясающая (у подножия огромной посмертной маски поэта) томиком его стихов, словно хунвейбин — цитатником Мао. Интермедия про пастушку здесь прием у товарища Сталина по случаю юбилея «нашего всего». Товарищ с узнаваемыми усами величаво бродит на фоне кадров из фильма «Свинарка и пастух» и кремлевских башен. Окружение в костюмах жителей союзных республик кушает нарисованных жареных поросят с шампанским, изображает фальшивую дружбу народов и подобострастно создает культ личности.

За всей этой суетой почти забываешь и о музыке, и о фабуле, поскольку режиссеру тоже не до них — он пригвождает социум к позорному столбу.

Будет еще жуткая «воронья слободка», в которой доживает свой век Графиня, рыдающая над загубленной Советами судьбой и кончающая жизнь самоубийством перед приходом Германа. Безликие личности из «органов» в габардиновых плащах проводят у покойницы обыск, бесцеремонно вытряхивая бумаги из коробок. Сцена в казарме перенесена в блокадный ленинградский морг с трупами. Самое, конечно, подходящее время и место, чтобы думать о карточном выигрыше. Лиза утопится в Канавке в момент кончины Сталина, при скоплении толпы оборванных теток в тулупах и с вещмешками. То ли заключенные, возвращающиеся из лагерей, то ли бабы, встречающие заключенных, но зачем-то (совсем уж насильственно) привязанные к истории героев. И смешно слышать, как в 1953 году Герман собирается в игорный дом. В подпольный? Зато последняя картина — наши дни — естественным образом проходит в казино для богатых с развязными пляшущими девочками.

Александров делает упор на дурную повторяемость.

Уроки истории ничего не изменили «в трагической судьбе России, лишь усугубив бессмысленность и пошлость сегодняшнего существования». Финал оперы отсылает к ее началу: Герман, умирая, снова забирается под зеленую тряпку, она же сукно, его опять окружают мрачные фигуры в черном. Герой, по Александрову, «вечно восстающий, как Феникс, из пепла истории», еще покажет нашим детям и внукам.

Спектакль споткнулся на том самом месте, где спотыкаются многие неудачные «режиссерские» оперы.

Неудача подстерегает не оттого, естественно, что музыкальная и литературная мысль первоосновы обрастают новыми прочтениями. Прекрасных попаданий тут не счесть. Проблемы начинаются, когда эта основа осмысляется не в глубину, но насильственно — и внешне — расширяется (или, наоборот, суживается), чтобы втиснуть ее в прокрустово ложе произвольных постановочных подходов. Судя по спектаклю, идея путеводителя по истории страны пришла режиссеру в голову прежде, чем он понял, справится ли «Пиковая дама» Чайковского с такой идеологической нагрузкой.

А неистовый герой у него, похоже, проиграл в карты не свою жизнь, а всю Россию.

Александров выстроил концепцию поперек оперы: если история у Пушкина (в пересказе либреттиста Модеста Чайковского — тоже) идет от частного к общему, то режиссерский сценарий, наоборот, копает от общего к частному, теряя по дороге важнейшее качество «Пиковой дамы» — психологизм. История метаний Германа между страстью к женщине и страстью к деньгам назойливо втиснута в «совок». И опере Петра Ильича, впервые увидевшей свет в 1890 году, наверное, никогда не приходилось так круто.

Новости и материалы
Испанская принцесса нарушила традицию королевской семьи
Россиян предупредили об опасности некоторых отбеливающих зубы средств
Россиянам рассказали, как получить семейную налоговую выплату
Кабмин разрабатывает единый преференциальный режим для Дальнего Востока
Спасатели обнаружили выживших при крушении самолета ВМС Мексики в Техасе
Матвиенко заявила о «запредельных» ценах в российских ветклиниках
В Англии запретят варить живых лобстеров
Власти Приморского края заявили о завершении аварийно-восстановительных работ в Находке
В России спрогнозировали решение Мосгорсуда по делу Долиной
Врач объяснил, почему нельзя смешивать шампанское с другим алкоголем
Онищенко назвал новогодние каникулы в России слишком длинными
Решение о дисквалификации фигуристки Валиевой пропало с сайта CAS
Росфинмониторинг расширил перечень террористов и экстремистов
На Украине сообщили о невостребованности новых маршрутов для импорта газа
Трамп упрекнул производителей F-35
В ЕС заявили, что гонконгский грипп активно распространяется среди детей
Верховный шаман рассказал, что нужно сделать россиянам в новом году
Трамп заявил, что США производят лучшее оружие в мире
Все новости