На прошлой неделе, рассказывая журналистам про привычно богатую программу, президент фестиваля Виталий Манский сообщил, что в этот раз особенно ею доволен:
«Из 150 фильмов лично могу рекомендовать к просмотру 135. И не завидую жюри: в этом году в конкурсе пять фильмов, которым я сам отдал бы Гран-при, а призов у нас только три».
Сам главный приз, как рассказал организатор мероприятия, был приобретен на интернет-аукционе.
Жюри возглавит режиссер Павел Лунгин, принимать вместе с ним решение будут издатель и общественный деятель Ирина Прохорова и политический певец Вася Обломов (Василий Гончаров). Оценивать им предстоит 21 картину из 11 стран, в том числе работы Виктора Косаковского, Марины Разбежкиной и только что победивший в конкурсе CinemaXXI фильм Алены Полуниной.
«Непал форева» — занятное наблюдение за членами организации «Коммунисты Петербурга и Ленинградской области», известными своими экстравагантными, на грани абсурда и концептуального искусства, воззваниями.
В картине Полуниной они отправляются в Непал, чтобы помочь местным соратникам по идеологии решить внутренние проблемы.
Откроется фестиваль российской премьерой «Sacro GRA» Джанфранко Рози — документальная картина о вечном городе Риме наделала шуму в сентябре, неожиданно победив в конкурсе Венецианского кинофестиваля.
В рамках программы «Немецкий день» (все фильмы производства Германии одним блоком с утра и до вечера) состоится показ картины «Путинские игры» Александра Гентелева. Как рассказал Манский,
изначально картина называлась едва ли не просто «Олимпийские игры», но оказалась настолько критичной по отношению к грядущей Олимпиаде в Сочи, что МОК запретил создателям фильма использовать слово «Олимпиада» и все производные от него.
Премьера ленты состоялась 28 ноября на престижном Международном фестивале документального кино в Амстердаме (IDFA).
Тренинг-питчинг проведут совместно с польской Академией документального кино (ADA), а в качестве экспертов в этом году будут привлечены и зарубежные профессионалы, в том числе Жан Перре, который многие годы был директором кинофестиваля Visions du Réel в Ньоне, а сейчас возглавляет отдел кино в Школе искусства и дизайна Женевы (HEAD).
Идея специальной программы «Северная Корея. Автопортрет» появилась у президента фестиваля во время посещения этой страны, над фильмом про которую Манский работает в настоящее время.
«Во время моего пребывания в Северной Корее по телевидению каждый день показывали три фильма-портрета: про Ким Чен Ира, про Ким Ир Сена и про Ким Чен Ына. Хотел их взять в программу, но не дали.
Однако и те фильмы, которые мы покажем, дают представление об особом мире северокорейского кино. У нас такого кино не было никогда. Это особый жанр искусства создания ирреальности, которая, казалось бы, базируется на реальности», — прокомментировал программу ее инициатор.
Также обещают присутствие на показах представителей Северной Кореи, которым можно будет задать вопросы.
Отдельно Виталий Манский и программный директор «Артдокфеста» Виктория Белопольская рекомендуют к просмотру «Секреты любви» — фильм из совместной с журналом Psychologies программы «Psychologies: Love.Doc». Картина рассказывает о нескольких любовных парах в разных частях мира, и значительная часть картины посвящена паре из России.
К 50-летию Виталия Манского будет приурочена ретроспектива режиссера, которую покажут в Центре документального кино. В ее рамках состоятся специальные показы фильма «Труба», по ходу которых режиссер лично будет комментировать происходящее на экране и за кадром.
Также в Центре документального кино в рамках «Артдокфеста» с 4 по 8 декабря пройдет специальная программа международного фестиваля документального кино и анимации DOK Leipzig, представлять которую приедет директор документальной программы фестиваля Грит Лемке.
Для показов отобрали лучшие фильмы из конкурса прошлых лет, в том числе победившую в этом году картину «Остановите сердцебиение», которую хочется рекомендовать отдельно.
Этой осенью ее участие в конкурсе фестиваля «2morrow/Завтра» осталось не замеченным жюри и критиками, а жаль: Роберто Минервини завершил свою техасскую трилогию редкой красоты наблюдением за жизнью, одновременно далекой и близкой. В «Сердцебиении» пересекаются пути героев двух его предыдущих лент: девушки Сары из религиозной семьи, ведущей фермерское хозяйство, и юного ковбоя Колби, пытающегося стать мастером езды на быках.
Минервини берет в качестве героев реальных людей и, нарушая каноны документалистики, направляет их движение, моделирует ситуации, но обходится без дублей.
В результате возникает завораживающий сплав из документального и игрового (в контексте фестивальных разговоров о размывании подобных границ это очень своевременный ход), придуманного и спонтанного, сиюминутного и неизменного: девочка и агнцы, мальчишки и ружья (владение оружием объединяет христианских фундаменталистов и потомков конфедератов), фантазии и каждодневный труд. Сложно рекомендовать сотню фильмов, но если выбирать один (а это всегда личный выбор), то этот.