Осенью 1941 года немецкие войска вплотную подошли к Москве. Несмотря на угрозу захвата города, в нем осталось все высшее руководство СССР, в том числе и лично товарищ Сталин. И пока на подступах к столице идут бои, две спецслужбы ведут свою войну на невидимом фронте. Абвер в лице Мартина Хесса (Михаил Пореченков) пытается убить Сталина, засылая в Москву для выполнения этой задачи группы диверсантов. НКВД в лице капитана Ивана Бережного (Александр Домогаров) этому всеми силами мешает — террор-группы ликвидируются, а отдельные агенты попадают в засады.
В очередной рейд Хесс отправляется лично, для большей правдоподобности жертвуя самолетом и пилотами. Доставка диверсантов проходит удачно, вот только одного из агентов разоблачает старший лейтенант Новицкий (Павел Трубинер), но остальным удается уйти.
Руководство требует от Бережного устранить угрозу Сталину в кратчайшие сроки и грозит жесточайшими карами, если немцам удастся задуманное, а работа его подчиненных осложняется наличием внедренного агента противника.
С 25 ноября Первый канал показывает восьмисерийный фильм «Убить Сталина». Поставил его Сергей Гинзбург (комедия «Любовь-морковь 3», сериал «Жизнь и приключения Мишки Япончика»); он работал (до прихода на проект режиссера Сергея Щербина) и над вышедшим месяц назад байопиком Василия Сталина «Сын отца народов». Сценарий написал Игорь Тер-Карапетов (сериал «Охота на гауляйтера»).
«Убить Сталина» основан по большей части на реальных событиях. То есть немцы действительно во время войны планировали устранить руководителя СССР, и не только его; вышедший в 1981 году детектив «Тегеран-43» рассказывал о самой известной такой попытке.
Но при этом нет никаких данных о том, чтобы диверсантам удалось подобраться к Сталину достаточно близко, — как правило, их перехватывали еще на дальних подступах.
Что, впрочем, ничуть не помешало создателям «Убить Сталина» придумать свою версию событий и создать непростой и населенный странными персонажами мир. Немецкие шпионы бегают по СССР и его столице едва ли не толпами и стреляют во все стороны, словно оправдывая Большой террор (хотя прямо говорится, что настоящих шпионов за время его проведения так и не нашли). Сталин, уже было собравшийся покидать осажденную Москву, передумывает прямо на перроне (и этим немедленно пользуются немцы). У Берии (нарком НКВД, член ГКО) только и забот, что запугивать капитанов да справляться о поимке диверсантов. У немцев ситуация зеркальная: их супердиверсант обладает некой индульгенцией; он называет ее «поручением Гитлера» и с ее помощью вполне успешно запугивает старших по званию — те даже пикнуть в ответ не смеют.
Впрочем, изучать историю по сериалам в целом и по «Убить Сталина» в частности не стоит: ошибки, ляпы и анахронизмы в них присутствуют как данность, а их количество ограничено только бюджетом проекта и щепетильностью команды. Кроме того,
Сталин в фильме Гинзбурга не главный герой и по большому счету нужен исключительно для броского названия; на его месте с тем же успехом мог быть хоть мэр современного некрупного городка, вступивший в неравную схватку с оппозицией.
Генералиссимус и его присные — только антураж или скорее люди-декорации обычного приключенческого детектива.
На фоне этих декораций наши сражаются против ненаших, и те и другие довольно умны, смелы и в меру привлекательны.
Домогаров удачно играет повзрослевшего и заматеревшего правдоискателя Андрея Серегина из «Бандитского Петербурга», а Пореченков, видимо, вспомнил своего Леху Николаева из «Агентства национальной безопасности» — с поправкой на то, что теперь он занимается безопасностью совсем другого государства.
Фабула «Убить Сталина» очень напоминает структуру прошлогоднего «Шпиона». Сериал, правда, лишен любых признаков кинокомикса, в нем нет перестроенной по Генплану 1935 года Москвы, которые придавали экранизации «Шпионского романа» Бориса Акунина определенное очарование. Но как в фильме наши разведчики никак не успевали доложить о том, что скоро война, так и в «Убить Сталина» за потенциальную жертву можно не переживать: он благополучно переживет войну, а немцы в своих делах не преуспеют. Как и в «Шпионе», главной интригой сериала становится разоблачение «крота». Внутренние интриги спецслужб, пусть и поданные с изрядной долей условности, — это, конечно, любопытно. Но в заглавии сериала обещали нечто совсем другое, поинтереснее.