Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Лебеди без комплексов

В Москве делают перезагрузку «Лебединого озера»

Современную версию «Лебединого озера» в интерпретации шведской танцевальной труппы BOUNCE показывают до 27 ноября во Дворце на Яузе. Сочиняя спектакль, постановщик Фредрик Ридман скрестил разные виды современного танца.

Фредрик Ридман, подвизавшийся в качестве хореографа шведского «Евровидения» и постановщика мюзиклов, встретился на этом проекте с Леной Эдволл, сет-дизайнером и автором костюмов, сделавшей репутацию на коллекциях для IKEA и H&M и одежде для группы Roxette. Творение соавторов называется «Лебединое озеро. Перезагрузка». На самом деле это не столько балет, сколько мобильное танцевальное шоу, приспособленное для гастролей. И не Ридман тут первый.

Кто только не перезагружал «Лебединое озеро»!

Матс Эк, кстати, соотечественник Ридмана, населил свое «Озеро» босыми, лысыми и корявыми существами, да еще злющими, какими и бывают лебеди на суше. Англичанин Мэтью Борн превратил девушек-птиц в мужчин. Джон Ноймайер в Гамбурге скрестил классические лебединые сцены с историей безумия баварского короля Людвига II. Российский автор современного танца Александр Пепеляев поместил своих птичек (похожих на бригаду теток, укладывающих железнодорожные шпалы) в пространство, заставленное металлическими бочками и ведрами с водой, принца сделал похожим на Дзержинского среди беспризорниц, а музыку Чайковского скомкал до выкриков искаженной фамилии композитора — «чай-кофе».

По сравнению с этим шоу Ридмана почти невинность, хотя фабула, как и музыка, и у него пересмотрена основательно.

Спектакль идет 1 час 20 минут, и он забавно смотрится в зале советской постройки Дворца на Яузе, в окружении псевдоклассических колонн, высеченных в камне знамен и выбитых в барельефах серпов с молотами. История такая. Одетта — проститутка, сидящая на игле. На иглу ее (и прочих гулящих девиц) подсадил сутенер и наркодилер Ротбарт — зловещего вида стройный горбун в черном. Со своим злым гением лебеди под кайфом повязаны двойной порукой: за товар они расплачиваются деньгами, заработанными на панели.

А почему лебеди? Потому что выходят на работу в белых париках и таких же куртках, похожих на свалявшиеся птичьи перья.

Лишь лакированные сапоги выше колен с десятисантиметровыми каблуками — черные. Постановщик остроумно вводит в танец «лебедиц» смешанный жест: это как бы полувзмах лебединого крыла и одновременно умоляюще протянутая за дозой женская рука. Ротбарт, как и положено современному дельцу, держит список невольниц (Одетта — фото и номер телефона, Одиллия — то же самое) в мобильнике, гигантское изображение которого проецируется на сцену. И дразнит измученных ломкой шлюх заветным пакетиком с белым порошком, тряся им у несчастных девушек под носом.

Принц — мальчик из богатой буржуазной семьи.

В его доме все — и отвязная мама с зелеными волосами, и папа-солдафон, и парочка приятелей без царя в голове, но в розовых костюмах и модных кедах — тоже балуются наркотой, правда, полегче: нюхают кокаин, полученный от того же Ротбарта. Чтобы пресечь возможные возмущения ревнителей нравственности, скажем сразу: тут нет пропаганды наркотиков. Совсем наоборот: лебединая «Перезагрузка» повествует о том, как разрушительно действует на человека искусственное возбуждение.

В общем, принцу на день рождения дарят сперва игрушку-фаллос, от чего он отмахивается, а потом настоящий револьвер. Герой дня с друзьями идет в бордель, где на выходе знакомится с Одеттой, устало стаскивающей с себя «спецодежду» девицы с панели. Без нее это обычная улыбчивая девчонка, которая влюбляется в принца, а принц, соответственно, в нее.

Дальше — по всем известному сюжету.

Ротбарт приводит в дом к принцу разного рода соблазнительниц, танцующих для него на подиуме. Разбрасывая на хозяев и гостей клубы наркотического дурмана, он приводит людей к повиновению. В чаду порока одна девица в кожаных трусах и черном жакете (Одиллия, надо полагать) принца таки соблазняет. Но морок быстро спадет, раскаявшаяся Одетта и ее мальчик пытаются начать новую жизнь. Сутенер, однако, грубо вмешивается: он затевает драку с принцем, а потом силой утаскивает непокорную женщину в недра борделя. И насилует ее, чтобы показать, кто тут главный и куда ты вообще денешься.

Шокированный принц, не помня себя, стреляет в беспредельщика из подаренного револьвера, но случайно убивает Одетту.

Казалось бы, трагический конец, но не совсем. Увидев смерть подруги, прочие лебеди понимают, что профессию пора менять, а с наркотой завязывать. И демонстративно отказываются иметь дело с Ротбартом. Одна за другой они срывают с себя вульгарные манатки и, проходя гуськом мимо бывшего (ошеломленного) начальника, с презрением суют снятую одежду ему в руки.

Перезагрузка, которая не грузит, но с моралью — что еще надо для успеха?

Все это густо замешено на хип-хопе и брейке, который, с разной степенью виртуозности, исполняют мужские персонажи спектакля, включая и домашнего шута семейки принца. Особенно хорош в этом деле Ротбарт — гибкий и шустрый Джошуа Кинселла, привносящий в уличный танец элементы сontemporary dance. К тому же идея концептуально плодотворная: уличные танцы для уличных девок. А вот сами девочки, исполняющие нечто эстрадное, могли бы быть грациознее и стройнее.

И получше двигаться — в частности, в пляске-пародии на классический танец маленьких лебедей.

Впрочем, их антибалетность и некоторая житейская «корявость» приближают зрелище к зрителям. Это же история про нас с вами, думает публика, даже то несомненное большинство, которое ни разу в жизни не покупало героин, не занималось стриптизом за деньги и не знакомо ни с одним наркодилером.

Что в итоге? Танцы, в общем-то, средние, но при помощи всплесков и миганий света и переездов элементов декораций по сцене туда-сюда смотрятся живенько и недлинно.

Можно пощекотать нервы и обновить восприятие.

И послушать куски партитуры Чайковского, смешанные с современным электронным звучанием, в том числе «Swanstrash» («Лебединый мусор» или «Лебединый треш»), причем часть композиций написана участниками спектакля. Это зрелище для лиц старше 16 лет и тех, кто любит, когда старое вино вливают в новые мехи. Или, как гласит пресс-релиз, для тех, кто «уже не ожидает от хрестоматийного сюжета ничего нового». Так к этому «Озеру» и надо относиться, не возлагая на него чрезмерных ожиданий и негодований «зачем они посягнули на нашу классическую нетленку». Никто ни на что не посягал. Просто один сценический формат перевели в другой.

Новости и материалы
Минобороны показало видео уничтожения бронированной машины ВСУ
Хоккеист Ковальчук рассказал, что Овечкин скоро вернется на лед
Михаил Боярский назвал себя злобным, сварливым старикашкой
Трое человек получили ранения при обстреле Херсонской области
Журналисты разоблачили схему Spotify по обману неизвестных музыкантов
На Украине рекордное число людей пересекло границу
Депутат Верховной рады сравнила украинскую пехоту с рабством
В Новосибирской области произошел пожар в производственном здании
Путин рассказал о планах России по развитию инфраструктуры
Подполковник США дал Зеленскому совет, как стать настоящим лидером Украины
Менеджер Усика на претензии из лагеря Фьюри к судьям: всегда жалуется
Жители Суджи рассказали о жизни во время оккупации ВСУ
ВСУ повредили 17 объектов культурного наследия в Рыльске
В Японии у АЭС разместят палатки, защищающие от радиоактивных частиц
BMW выявила канал поставки своих машин в Россию в обход санкций
В Абхазии возобновляется подача электричества
В Госдуме призвали проверить Боню за поддержку Усика на нарушение законодательства РФ
В Чечне произошел взрыв газа в жилом доме
Все новости