Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

По-своему романтично

Третьяковская галерея показывает российско-голландский проект «Больше чем романтизм»

В Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка «Больше чем романтизм» — российско-голландский проект, посвященный искусству первой половины XIX столетия: у двух национальных стилей живописи сходства не столь уж показательны, а различия отнюдь не фатальны.

Перекрестный год России — Голландии подходит к концу, событий в его программе почти не осталось, но все же нынешнюю выставку в ГТГ нельзя отнести к разряду «что-нибудь еще напоследок». О ее немаловажности говорит хотя бы тот факт, что она действительно делалась совместными усилиями двух сторон, а не была завезена в качестве готового гастрольного продукта, как нередко случается. Правда, заявленное музейное партнерство не могло не вызвать вопросов. С нашей стороны фигурирует Третьяковская галерея — марка, не требующая специальных комментариев, а вот Нидерланды представлены музеем Тейлера из города Харлема — институцией не слишком знаменитой, на статус главной сокровищницы национального искусства никак не претендующей. И даже то обстоятельство, что свой вклад в межмузейное сотрудничество внес еще и коллекционер Джеф Радемакерс из Антверпена, большой поклонник именно голландской, а не фламандской живописи, формальный статус двух партнеров вроде бы не уравновешивает.

Но если все же не забывать про тему выставки, то часть вопросов загодя снимается.

Что такое «голландский романтизм», вам и в самой Голландии далеко не всякий сумеет объяснить.

Тамошние специалисты до сих пор не сошлись во мнении, существовал ли вообще такой феномен в более или менее массовом масштабе. В любом случае первую половину XIX столетия едва ли кто назовет «золотым веком» голландского искусства — в отличие от века XVII. Так что для сопоставления этого периода с аналогичным русским вполне подойдет не мегасобрание вроде амстердамского Рийксмузеума, а как раз заведение наподобие музея Тейлера со своей специализацией.

Его основал в 1784 году харлемский купец и банкир Питер Тейлер ван дер Хюлст, активный член религиозной общины меннонитов и рьяный благотворитель. Свое состояние он завещал тратить в числе прочего на поддержку современных голландских живописцев. Фонд его имени так и делал, в силу чего музей (наполовину художественный, наполовину естественно-научный) собрал вполне приличную коллекцию местного искусства той самой первой половины XIX века, о которой и идет речь в совместном проекте. А недоумение насчет того, что наш-то Карл Брюллов покруче будет «ихнего» Баренда Корнелиса Куккука, следует адресовать, пожалуй, истории искусства, а не конкретному голландскому музею, выбранному для спарринга.

Брюллов действительно круче Куккука, но у последнего имеется оправдание: никто бы не спонсировал и не купил у него исторического полотна размером с «Последний день Помпеи».

Крупных заказчиков и клиентов у голландского искусства в ту пору попросту не было. Да и вообще его многие тогда считали упадочным, утерявшим яркие достоинства эпохи Рембрандта и Хальса. А в России интерес к национальному искусству только набирал силу, им было принято живо интересоваться и в него инвестировать, как иногда выражаются сегодня об арт-сфере. Словом, и с позиций упадка/подъема сравнение тоже должно бы показаться несколько неуместным, однако на практике никаких чудовищных разрывов между двумя художественными культурами не наблюдается.

Дело, скорее всего, в том, что отечественные авторы стремились как можно органичнее влиться в международный европейский процесс, а голландцы норовили из него как минимум не выпасть.

Отсюда и многие параллели, хотя «геополитические» векторы были довольно разными: голландцы сильнее ориентировались на Германию, Францию, Англию, а у всех наших живописцев, буквально до одного, кумиром была Италия. Да, и не стоит еще забывать о разнице в отношении к собственному пейзажу: в Нидерландах его художественно освоили давным-давно, а российские авторы только примеривались, причем не без опаски, к видам на березовую рощицу и деревеньку у косогора. Имелось множество фобий и неуверенностей насчет «родных осин». Например, наши живописцы категорически не желали браться за зимние пейзажи, их прямо оторопь брала при одной мысли о заснеженных полях и ледовитых реках, в то время как у голландцев зима — привычный и радостный мотив, чему на выставке есть несколько подтверждений.

И все же при упомянутых различиях общих трендов хватало.

Романтизм из заглавия проекта — это ведь не столько изобразительная манера, сколько умонастроение, одно время разделяемое всей Европой. И хотя на пресс-конференции из уст одного из гостей прозвучала даже фраза: «Голландцев не считают романтической нацией», по этим низинам и каналам тоже гулял ветер взволнованного воображения. К примеру, излюбленные там морские пейзажи вдруг утратили прежнюю домашность и стали воплощением стихии, одновременно и губительной, и восхитительной своей мощью. Картина Кристиана Лодевейка Виллема Драйбхольтца «Кораблекрушение у берегов Англии» не менее экспрессивна, чем «Девятый вал». Впрочем, Айвазовский на этой выставке представлен более камерными и спокойными маринами — шторм оставили за голландцами. Зато в российском разделе можно увидеть «Дуб, раздробленный молнией» кисти Максима Воробьева — эдакую квинтэссенцию романтического понимания природы как одушевленной, драматической среды.

Как уже говорилось, с картинами на исторические темы в Нидерландах XIX века обстояло плоховато, поэтому художественный диалог в Инженерном корпусе построен преимущественно на пейзажах, портретах, натюрмортах и жанровых сценах. И да, «больше чем романтизм» сказано было не просто так.

Ведь чистый романтизм — это Делакруа, Фридрих, Тернер, Гойя. Словом, не про нас с голландцами, если честно.

А здесь сценарные линии постоянно уходят то в бидермайер, так называемый мещанский стиль, то в социальную критику (зрителю нетрудно будет сопоставить «Свежего кавалера» Павла Федотова с гротеском «Бедность и богатство» Давида Йозефа Блеса), то в кокетливый академизм.

При такой подаче материала вы вряд ли решитесь сделать вывод, будто русские художники эпохи романтизма несомненно лучше голландских. Привычнее, роднее — безусловно: в экспозиции найдутся работы и Алексея Венецианова, и Ореста Кипренского, и Василия Тропинина, и Александра Иванова, и Сильвестра Щедрина (хотя двое последних художники скорее итальянские, но любим мы их как своих). Голландцы нам чужие и по большинству мотивов, и по именам: едва ли эти авторы знакомы даже российским искусствоведам, кроме очень узких специалистов. Однако в отсутствие крупногабаритных хитов, которые обычно отвлекают от разглядывания «всякой мелочи», на первый план выступает медленный сравнительный анализ, и он не позволяет бросить сгоряча что-нибудь типа «нет, ну наши-то явно сильнее» или наоборот. Мера таланта и мастерства здесь тонкая, сходства и различия диалектичны. Кажется, никто не безусловный гений, но нет и бездарей. Все думают по-своему, но не «перпендикулярно». Вообще-то у нас уже была единая Европа, хотя бы в части культуры. Была, просто об этом успели позабыть. А вот и напоминание, всего лишь музейная выставка.

Новости и материалы
СК возбудил дело после атаки ВСУ на село в Курской области
В Польше отказали Зеленскому в просьбе, которую он озвучил на Мюнхенской конференции
Юра Борисов мог сыграть главную роль в «Мастере и Маргарите»
Россиянка порезала палец сотруднице авиакомпании из-за нежелания оплачивать багаж
В Кремле заявили, что РФ не обижается на обман Запада во время минских переговоров
Американец Мартиндейл заявил, что Киев должен быть поставлен на колени
Сафонов дал интервью на французском языке
Песков назвал феерическим дипломатический талант Путина
Пенсионерка из Твери лишилась 250 тысяч рублей, пытаясь снять порчу
В Кремле назвали условие, при котором Украина была бы цела
Задержан рейс из России в Египет
Минобороны сообщило о суточных потерях ВСУ в Курской области
Песков обвинил Украину в нежелании «отвечать за слова»
В Совфеде раскритиковали слова спецпосланника Келлога о России
Российский хоккеист «Рейнджерс»: хочется играть и представлять Россию
Петербургская пенсионерка обварилась кипятком в ванне и не выжила
В Кремле заявили, что Россия будет учитывать прежний обман со стороны Запада
Лолита сравнила себя с «занозонькой» после отмены концерта в Волгограде
Все новости