Во время рядового задержания бандитов в городе Остров Псковской области два милиционера погибли, а еще один, капитан Юрий Сиротин (Евгений Дятлов), тяжело ранен. Во время операции он бредит на хорошем немецком языке, врач сообщает об этом кому следует, и в город прибывает сотрудник областного КГБ Иван Митин (Сергей Пускепалис). Знакомясь с личностью Сиротина, он убеждается, что тот совсем не тот, за кого себя выдает:
всплывают и поддельные немецкие паспорта, и крупные денежные переводы, и пластинки Вагнера, и томик Гете, который вроде бы служит для шифрования шпионских донесений.
Майор милиции города Андрей Балахнин (Андрей Мерзликин) не верит в виновность друга, его чрезвычайно злит расследование, которое ведет Митин, и он всячески пытается наставить кагэбэшника на путь истинный. Но Митин находит все новые и новые доказательства двойной жизни Сиротина, да к тому же получает и всесильные «особые полномочия». Митин и Балахнин в дополнение ко всему одновременно ухаживают за Ниной Кавериной (Мария Миронова), которая, кажется, тоже участвовала в делах Сиротина. В городе тем временем продолжает действовать банда — гибнут и милиционеры, и простые жители.
Первый канал начал показ многосерийного фильма «Крик совы» — шпионского детектива, в котором количество преступлений сравнимо с числом скелетов, что припрятаны героями картины в своих шкафах.
Поставил сериал Олег Погодин. В его фильмографии — сериал «Родина ждет» и боевик «Непобедимый», но вот снятая в 2011 году криминальная драма о казацкой семье «Дом» заслуженно претендовала на кинопремию «Золотой орел» в главных номинациях. Большинство актеров в «Крике» — острохарактерные и потому востребованные, с большими послужными списками (в которых, правда, встречается, скажем так, не слишком качественный материал). Да и время действия подобрано с умом: о 1957-м в советско-российском кино говорят все больше скороговоркой. Была, правда, знаменитая «Москва слезам не верит», главные герои которой как раз примерно тогда и появляются в столице. Да еще пару лет назад прошел телефильм «И примкнувший к ним Шепилов», который рассказывал о борьбе за власть в верхних эшелонах.
«Крик совы» стал — отложенным на неделю — ответом сумасшедшим рейтингам криминального сериала «Пепел», вышедшего на «России 1»,
перед показателями которого спасовал даже превращенный в телесериал полнометражный «Высоцкий: Спасибо, что живой», выпущенный в эфир как раз Первым. У «Пепла» были лихо закрученный сюжет, известный американский постановщик, целое соцветие уже наших звезд и выигрышная эпоха. И при сравнении любой соперник выглядел невзрачно. Однако выйди телефильм Погодина неделей раньше, он мог бы украсть у конкурента его аудиторию.
Точнее, ту ее часть, которой нужно, чтобы хороших героев было видно сразу.
Дело в том, что авторы «Пепла» пошли по сложному пути — несмотря на сравнения с «Ликвидацией», в нем скорее выдержана драматургическая конструкция «Бригады»:
положительных главных героев нет, система жизненных ценностей изменена самой логикой сюжета, а чтобы найти оправдание негодяям, используются еще большие негодяи. В «Пепле» все негодяи равны.
С «Криком совы» все много проще. Из весьма разнородных элементов Погодин собрал на редкость крепкую мозаику, где все элементы оказались на своих местах. Сыграл свою роль и выбранный год — то время оказалось для зрителя не менее интересным, чем сталинское.
В результате даже характерным актерам не нужно было ломать свои амплуа, чтобы вписаться в «Крик совы». Персонаж Пускепалиса мало чем отличается от Грекова, сыгранного этим артистом в прошлогодней «Жизни и судьбе» Сергея Урсуляка, — этот образ очень подошел сотруднику КГБ образца 1957 года; комитет, конечно, еще в силе, но его статус здорово понижен после серии режущих по живому реформ и откровений XX съезда КПСС. На своем месте и Мария Миронова — ее романтичная героиня добавляет изрядную долю таинственности происходящему в городе (похожую роль актриса играла в недавнем «Апофегее» — экранизации перестроечной повести Юрия Полякова).
И только Мерзликин так и не смог выбрать единственный пример для подражания и играет одновременно и Жеглова, и Шарапова, впрочем, такая комбинация тоже имеет право на существование.
В целом сравнение с «Ликвидацией» более уместно как раз для фильма Погодина, а не для «Пепла». «Крик совы» — это своеобразная «Ликвидация-light»: зарисовка эпохи на примере небольшого города в глубинке. В нем живут повзрослевшие на 13 лет герои военного детектива «В августе 44-го», которые продолжают заниматься привычным делом — ловят шпионов.