Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Научиться снимать можно только на площадке»

Драматург и кинорежиссер Василий Сигарев стал лауреатом премии «Текстура: имя»

Драматург и кинорежиссер Василий Сигарев рассказал «Газете.Ru» о том, почему после фильма «Жить» он хочет снимать новогоднюю комедию.

На завершившемся в Перми фестивале «Текстура» лауреатом почетной премии «Текстура: имя» стал драматург и кинорежиссер Василий Сигарев. От постановки «Пластилина», сделанной в 2001 году Кириллом Серебренниковым, отсчитывают начало российской «новой драмы». Фильмы «Волчок» (2009) и «Жить» (2012) стали лауреатами множества наград: так, первый взял главный приз на престижном Цюрихском фестивале, а «Жить» — приз за режиссуру и операторскую работу на последнем «Кинотавре». Сигарев рассказал «Газете.Ru» о своем учителе Николае Коляде, ощущениях от своих первых опытов в кино и о том, существует ли на самом деле движение «новая драма».

— Когда выходил ваш последний фильм «Жить», вы обещали, что следующей картиной будет комедия, причем говорили как раз, что это российский «Южный парк».

— Я имел в виду, что собираюсь это делать так же свободно, без тормозов. На самом деле можно все:

в том же «Южном парке» смеялись даже над Майклом Джексоном, когда он только-только умер.

Правда, очень много продюсеров отказались ввязываться в эту историю. В итоге за комедию взялась девушка 29 лет, Софико Кикнавелидзе. Сейчас у нас идет подготовительный период. После Нового года начнем съемки. Я определяю жанр как «анти-Елки». Есть комедии «Елки», «С легким паром», а это такое «анти…». Реальный русский Новый год. Это новогодняя комедия.

— Говорят, современное искусство больше не провоцирует, у него другие задачи. У вас есть цель провоцировать зрителя, шокировать?

— Если работаешь с нашей действительностью, эпатаж — это совершенно лишнее. Наоборот, приходится сглаживать углы.

— Герои ваших фильмов живут в глухих поселках, чаще всего — чуть ли не на самом дне общества, а сами фильмы, как вы говорили не раз, обращены к очень немногочисленной части публики. И это явно не одни и те же люди. Почему же вы не пишете и не снимаете о своих зрителях?

— Это традиция. Я не думаю, что, например, помещики читали «Мертвые души». Зритель не любит смотреть о себе. Хотя я вот люблю, когда меня стебут. В Comedy Club была пародия на артхаус, такие длинные планы в затылок — я так ржал, узнавая себя…

— А зрителя вы, получается, бережете от такого самоузнавания?

— Они сами берегут себя, свои эмоции. Зритель не готов. Всегда так было и всегда так будет. Почему вот эта родилась поговорка «Над собой смеетесь»? Либо надо сделать так, чтобы они не понимали, что это про них… А если зрители поймут, что это про них, им станет… ну, неприятно.

— Сейчас идет видеопоказ спектакля Серебренникова по вашей ранней пьесе «Пластилин». Вы его, конечно, видели. То, что сделал режиссер, было тогда для вас неожиданностью?

— Они мне год не хотели его показывать. Они думали, что я традиционалист и если я увижу эту форму, мне поплохеет. Денег мне театр не платил, я бесплатно отдал. У нас не было договора, и они боялись, что я приду и закрою спектакль. А потом немцы меня позвали на фестиваль в Висбадене, куда привозили «Пластилин». Я попросил театр сделать мне визу — мне ее специально не сделали, чтобы я не приехал. Тогда я сам ее втихаря оформил. Они были в полной уверенности, что меня не будет. Вечером перед спектаклем я приезжаю, захожу в фестивальную палатку. Сидит труппа «Пластилина», пьют пиво. Я говорю: мол, здрасте. Они побелели. На следующий день я вышел из театра и обнялся с Серебренниковым. Это был лучший спектакль, который я видел в жизни.

— До сих пор?

— Нет. Потом я увидел «Господа Головлевы» у Серебренникова, он еще лучше.

— То есть вы следите за тем, что делает Серебренников после «Пластилина»?

— Да, и мне не все нравится. Но «Господа Головлевы» я пересматривал на видео раз десять.

Почему «Господа Головлевы» — я сам хотел это поставить как режиссер, это одно из любимейших моих произведений. Но когда увидел, что сделал Серебренников, решил, что все, тема закрыта.

— А что вы еще хотите поставить?

— Сейчас я буду делать «Вий» в «Табакерке».

— А из современников?

— Мне нравится Андрей Ильенков. Сейчас он соавтор моего сценария. Очень рекомендую. Это отменная литература.

— А вообще движение «Новая драма» существует, как вы думаете? Пьесы, которые пишете вы и ваши современники, как-то принципиально отличаются от того, что было раньше?

— Все это критики придумывают. Но пусть придумывают — надо же это как-то обзывать. Да, вдруг заговорила группа людей, и что-то общее у них есть. Но движение… Люди что, строем ходят? Движение «Наши»? Оно же не так выглядит. Пожалуйста, название пусть будет. Главное — писать, как сам хочешь, а не как положено по каким-то правилам новой драмы.

— Как далеко может зайти режиссерская интерпретация вашей пьесы, чтобы это не раздражало?

— Я не переживаю за каждое слово. Когда я ставил пьесу «Черное молоко», я его все порезал. Если этого требует концепция постановки — пусть будет хоть немой спектакль. Главное, чтобы артисты не говорили мой текст своими словами. Вот тогда начинается вранье. Лучше его вообще не произносить — или написать достойный текст.

— Пусть хоть переписывают, лишь бы не пересказывали?

— Ну, если достойно перепишут. Сомневаюсь, что это у кого-то получится (смеется).

— Вы думаете о том, как, каким театральным языком будет воплощена ваша пьеса?

— Нет, конечно. Это болезнь многих драматургов, когда они пишут: из правой кулисы выходит актер… Писать надо жизнь — кулиса на сцене будет и так.

— Некоторые ваши пьесы могут показаться непрофессионалу скорее сценариями. Есть ли принципиальные различия между сценарием и пьесой?

— Я этого вообще никак не разделяю. Я пишу историю. Поэтому мои тексты иногда трудно сделать. Почему «Пластилин» не ставят по стране? Потому что не умеют.

— У вас специальное образование: вы оканчивали драматургический семинар Николая Коляды в Екатеринбургском театральном институте. Выходит, есть объективные законы написания пьесы, сценария, которые драматург должен знать?

— Процесс обучения драматургии шел следующим образом: мы пишем пьесы, читаем, разбираем. Всё. Ну и Коляда сказал: прочитайте книжку Митты «Кино между адом и раем». Там действительно все доступным языком написано. Кто хочет писать — советую всем прочитать. Кому-то придется и в сериалах поработать, а там без этого никуда. Вообще законы драматургии есть. Но как можно научить искусству?

Можно выучить «завязка-серединочка-развязка», а писать человека научить невозможно, если он не умеет.

— А в области кино у вас ведь нет образования? Неужели на «Волчке» вы в первый раз попали на съемочную площадку в качестве режиссера?

— Да. Второй режиссер, Таня Тверская, меня спросила: «Вася, ты знаешь, что надо говорить?» И я не знал, в какой последовательности говорить «Мотор-камера-начали». Я почему-то думал, что говорят сперва «камера», потом «мотор». Таню мне приставили, чтобы я дров не наломал, — она была скорее таким надзирателем, чем вторым режиссером. Научиться чему-то можно только на площадке. В вузе вас не научат кино снимать. Конечно, на «Волчке» я наделал много ошибок, в фильме их видно. Но в «Жить» я их уже не делал. А ошибки, которые я делал уже в «Жить», я не буду делать в следующем фильме.

— Как продюсеры решились делать с вами ваш первый фильм?

— Мне позвонил продюсер Жан-Луи Пьель, который работал с Вонгом Карваем и Питером Гринуэем, и предложил мне снять «Пластилин»: он считает, что автор должен сам режиссировать свои сценарии. Я согласился, начал думать, как мы сделаем «Пластилин», отбирал натуры — и параллельно писал сценарий «Волчка». Потом оказалось, что Карвай, который в это время снимал «Мои черничные ночи», Жан-Луи Пьеля обанкротил на этой картине. «Пластилин» сорвался, а сценарий «Волчка» уже был написан. Я его обнародовал, мне позвонил Рома Борисевич, продюсер: «Хочу купить». Я говорю: «Я хочу сам его делать». «Я очень дорого куплю». «Хочу сам». Он приехал в Екатеринбург, познакомился, сказал: давай!

— Сейчас государство активно пересматривает политику своих отношений с кинематографом. Это как-то скажется на вашей работе?

— Что касается государства, я противник госфинансирования в таком виде, в каком оно существует сейчас. Я думаю, что государству нужно финансировать фильмы после того, как они сняты, выкупать их у продюсеров — чтобы была ответственность за качество продукта. Это неправильно, что люди зарабатывают на производстве, — пусть зарабатывают на продукте. На производстве нельзя зарабатывать — нужно, чтобы кино продавалось потом. Комедию, кстати, мы делаем без госденег. Я и авансов никогда не беру. Я прошу время на подумать и понимаю: рождается или не рождается. Пока я не закончил и не сказал себе, что получилось, я остаюсь свободен и могу в любой момент закрыть работу. Мне неохота делать плохо.

Новости и материалы
Стало известно, губернатор какого региона получил 133 штрафа на автомобиль за год
Россиянам рассказали, как можно заработать на 13-й зарплате
В Минобороны отчитались о сбитых за ночь украинских беспилотниках в России
Названа площадь земли, за которую некоторые категории граждан могут не платить налог
Байден резко осудил массированный удар ВС РФ по Украине
Стало известно, сколько россиян использовали карты UnionPay для оплаты за рубежом
Володин представит Россию на инаугурации Мадуро
В Индии агрессивные макаки захватили деревню
Россиян предупредили об опасности новогодних ароматизаторов
Операторов связи могут обязать отключать связь абоненту по требованию ведомств
В Москве ожидается гололедица и до -2°C
В Воронежской области сбили украинский беспилотник
В борьбе с дропперством могут пострадать россияне
СК подозревали задержанного топ-менеджера «Ростелекома» в попытке бегства на Украину
Депутат Рады объяснил, зачем Зеленскому нужны ТЦК
В Подмосковье загорелся торговый центр «Кузьмич»
Российские войска заняли еще один населенный пункт в Харьковской области
Леопарды таскают собак в трех приморских селах
Все новости