В этом году резко изменилась география «Текстуры». С уходом его создателя и руководителя Эдуарда Боякова из театра «Сцена-молот» фестиваль лишился постоянной площадки: в этом году публика курсирует между театром «У моста», кинотеатром Very Velly и киноцентром «Премьер».
Героем ежегодной программы «Имя» и лауреатом специальной премии фестиваля станет драматург Василий Сигарев, который с недавних пор снимает кино: зрители увидят оба его фильма, «Волчок» и «Жить», плюс видеоверсию спектакля «Пластилин» — самой известной постановки его пьесы, с которой началась московская карьера Кирилла Серебренникова. Учитель Сигарева — драматург, актер и режиссер Николай Коляда ставит читку по его ранней пьесе «Детектор лжи» — это одна из немногих комедий автора.
Театр
Театральная программа, сплошь состоящая из постановок современной драматургии, — это неудивительно для «Текстуры». Важно другое: абсолютное большинство режиссеров, которые представят свои спектакли в Перми, это молодые участники лабораторий, исследовательских центров вроде столичной Школы театрального лидера или петербургского Театрального пространства Андрея Могучего. Чему, конечно, нельзя не радоваться — новая форма театральной организации быстро доказывает свою состоятельность.
Программа открылась 20 октября, во второй день фестиваля, спектаклем «Папа уходит, мама врет, бабушка умирает». Это первая за многие годы собственная премьера Центра им. Мейерхольда, с которой начался его новый проект Blackbox. Режиссер Юрий Муравицкий работает с российской новой драмой, но «Папа уходит...» поставлен по пьесе французского драматурга Фабьена Ивера — это монолог ребенка, который гадает, почему произошли события, вынесенные в заголовок.
В спектакле разделены действие и текст: в павильоне, напоминающем о живописи поп-арта, персонажи разыгрывают пантомиму, а пьеса озвучивается другими актерами за пределами игрового пространства.
На следующий день молодой независимый театр ТРУ из Петербурга дважды сыграл спектакль «Нет дороги назад». Участники лабораторий Андрея Могучего режиссер Александр Артемов и драматург Дмитрий Юшков (распределение обязанностей более чем условно) придумали закольцованный театральный текст, отталкиваясь от шлягера певца Тимура Муцураева, который звучит в спектакле не менее четырех раз. Спектакль обнаруживает парадоксальное сходство между песнями, знакомыми каждому, кто хоть однажды ловил частника на шоссе, и новейшими экспериментами современной драматургии.
В течение недели зрители «Текстуры» увидят еще четыре спектакля. Два основаны на пьесах ирландца Мартина Макдонаха, другие два — на российской драматургии. Программу закрывает любопытный формальный эксперимент — «Ручейник, или Куда делся Андрей?» новосибирского театра «Старый дом». Петербургский режиссер Семен Александровский превратил пьесу Вячеслава Дурненкова девятилетней давности — то есть уже практически классику новой драмы — в стилизацию документальной хроники: главный герой — журналист, поэтому зрителей знакомят с материалом, который он якобы собирал в глубинке. Те, кто был на Авиньоне-2012, вспоминают ливанский спектакль Раби Мруэ и Лины Санех «33 tours et quelques secondes», где публика наблюдала за профилем некоего самоубийцы в фейсбуке — не все зрители догадались, что этого человека никогда не существовало.
Кино
Один из первых фильмов кинопрограммы, документальную «Милану» Мадины Мустафиной, собирались привезти и на прошлый фестиваль, и на позапрошлый — картина получила главную премию «Артдокфеста» еще в 2011 году. Но, по словам программного директора Марианны Ибрагимовой, публика могла быть не готова к этой работе. Выпускница Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова снимала девочку, которая растет в семье бомжей-алкоголиков. Даже если на время забыть, что люди, запечатленные на камеру, реальны, останется картина с очень современной драматургией, в которой заурядное и ужасное составляют течение жизни на равных правах. Дальше по программе — только один российский фильм, тоже документальный: это «Труба» Виталия Манского, путешествие вдоль газопровода «Западная Сибирь — Западная Европа».
Режиссер Виталий Манский исследует Европу в ее географических границах, от Урала до Пиренеев.
Дебют голландца Алекса ван Вардемдама в Каннах — «Возмутитель спокойствия» (в оригинале — «Боргман») оказался замечателен не только сам по себе, но и бесконечной цепочкой ассоциаций — от Ибсена и Булгакова до Озона и Ханеке, — которая наталкивает на мысль о существовании архетипического европейского сюжета нового времени: незнакомец, который своим появлением разрушает устоявшийся порядок в доме. Однажды некто Боргман постучится в дверь, чтобы принять ванную — и больше не уйдет, пока обыватели не передушат друг друга под его необъяснимым влиянием, быстро превращаясь в психопатов и преступников.
В кинопрограмму «Текстуры» отобраны непохожие фильмы из семи стран: от последней работы признанного итальянского режиссера Паоло Соррентино «Великая красота» до дебютов немцев Ларса Гуннара Лотца («Виновны всегда другие») и Яна Оле Герштера («Простые сложности Нико Фишера»). Интригует фильм «Улыбайся» грузинского режиссера Русудан Чкония по собственному сценарию. Картина, выдвинутая на «Оскар» от Грузии, основана на реальных событиях, что не мешает ей казаться абсурдистским социальным фарсом: речь пойдет о садистском конкурсе красоты, в котором участвует только многодетные матери. Многие из них еле сводят концы с концами.
Читки
Пьесы, которые читают на «Текстуре», часто попадают в руки режиссеров и возвращаются на фестиваль в виде спектаклей. Так, в этом году театр «Практика» привозит «Кеды» Руслана Маликова по пьесе Любови Стрижак, которую одни называли поколенческим высказыванием, а другие — хипстерской драмой.
Режиссер и драматург познакомились на предыдущей «Текстуре», где пьеса выиграла конкурс, и продолжали работать над текстом до самой премьеры.
Помимо пьес на «Текстуре» представляют сценарии для самых разных жанров кино, от хоррора до артхауса: уже были прочитаны «Люди добрые» Ярославы Пулинович, которая больше известна как театральный драматург, «Дни эмиграции» Светозара Головлева и «Причал» Шауры Шакуровой.
Среди фестивальных читок — последние тексты классиков новой драмы Юрия Клавдиева («Ночь и туман») и Павла Пряжко («Парки и сады»). Поэт Андрей Родионов представил свою вторую пьесу «Проект «Сван», написанную в соавторстве с Екатериной Троепольской. Это редкий случай, когда современная драматургия пишется в стихах — впрочем, как ни странно, сюжет «Проекта «Сван» это оправдывает: вымышленный тоталитарный режим страны Лебедянии требует от каждого гражданина высокой культуры и, следовательно, поэтической речи.
Спецпрограмма
«Пермь: что дальше?» — так называется блок из пяти дискуссий, посвященных художественному образованию, работе негосударственных театров, искусству в пространстве города, развитию СМИ в Перми и пермскому культурному проекту в целом.
Кроме дискуссий спецпрограмма обещает подборку короткого метра от редакции журнала Interview и продолжение документального проекта «Человек.doc». Его премьера состоялась три года назад на «Текстуре». В первой десятке спектаклей на сцену вышли поэты, художники, философы и ученые. Драматурги беседовали с культурными героями современности, а пьесы-монологи, написанные на основе интервью, они по большей части исполняли сами. Второй сезон проекта посвящен новаторам в сфере IT-технологий и представителям блогосферы: первым таким персонажем стал Артемий Лебедев, спектакль о котором сегодня идет в Политеатре. На «Текстуре» будут представлены пьесы об основателе ABBYY Давиде Яне, основателе КРОК Борисе Бобровникове и создателе компаний SUP и «Афиша» Эндрю Полсоне.