«Афиша» запустила три новых интернет-издания: «Афиша. Воздух» будет посвящен культуре, «Афиша. Волна» — музыке, «Афиша. Город» — событиям городской жизни, проблемам урбанистики и городской инфраструктуры. Эти три издания заменят интернет-журнал Afisha.ru/daily, о закрытии которого было объявлено 15 октября. Daily включал в себя интервью, обзоры культурных событий, комментарии экспертов. Музыкальное издание возглавит главред журнала «Афиша» Александр Горбачев, «Воздухом» будет руководить шеф-редактор «Афиши-Рамблера» Юрий Сапрыкин, городское издание возглавит Екатерина Дементьева, ранее возглавлявшая Daily. Директор «Афиши» по продуктам рассказал «Газете.Ru» о том, зачем понадобились три новых издания, по какому принципу были разделены их тематики и почему музыку отделили от культуры.
— Что было не так с «Афиша Daily»? Он устарел?
— Что касается Daily, то большинство читателей этого интервью не знают о его существовании. А ему уже три года, и если люди ничего не знают за три года, то это значит, что с ним что-то не так. Что с ним не так — это другой вопрос. «Афиша» вообще воспринимается как сайт про то, куда сходить сегодня вечером, и как журнал «Афиша». То, что называлось Daily, было недооформлено, и мы уже давно решили что-то с этим сделать — просто не было сил. И теперь мы превратили это в три полноценных издания, поскольку в одно издание это никак не складывается. Каждое из этих изданий решили обозвать своим именем, пусть они живут независимо. Посмотрим, как это будет.
— Был момент, когда казалось, что это отдельная маленькая кнопка на сайте, на которой было просто написано «Журнал», а что это — было непонятно.
— Это было страшно неудобно. Но что было — то прошло, и слава богу.
— Почему издания именно про культуру, город и музыку? С первыми двумя пунктами более или менее понятно, это большие темы. А музыка? Она вроде бы часть культуры?
— Понятно, что культура — вещь необъятная, там в любую сторону копать можно. Почему музыка? У нас с музыкой все хорошо, мы давно делаем внутри вот этого странного «Афиша Daily», которое никто не знает, лучшее издание про музыку в стране. И если появилась платформа, которая позволяет выпускать разные издания (они все делаются на одной платформе), то почему бы не попробовать упаковать музыку как отдельное издание, отправить в далекое плавание и посмотреть, как оно будет жить.
Это стечение обстоятельств, но это прекрасное стечение обстоятельств — оказалось, что Александр Горбачев (главный редактор журнала «Афиша», музыкальный критик. — «Газета.Ru») уже это сделал. И я этому страшно рад: всегда бы так обстоятельства стекались.
— Плюс вокруг него в редакции сложился коллектив, который пишет про музыку?
— Да. Вокруг него сложился коллектив, сложился круг читателей, и мне кажется, что у всего этого есть будущее.
— А почему такого не случилось с кино, например, или с книгами?
— Ну, не случилось — и не случилось. «Афиша Daily» когда-то родилась из блогов «Афиши», и так получилось, что именно этот блог, про музыку, вырос во что-то по-настоящему большое. Другие не выросли.
— Помните, «Афиша» некоторое время назад рекламировала себя слоганом «Как скажем, так и будет». Потом были блоги, которые деформировались в какую-то новую форму. И были другие периоды — попытки создавать роботов, которые будут думать за читателя, попытки позволить читателям больше общаться друг с другом. Эти истории оказались не такими жизнеспособными, как голоса авторов?
— Эти истории развивались параллельно и шли от разных людей, которых в «Афише» всегда хватало. И мне больше импонирует история про «голоса», чем про роботов. Роботы хороши — только на ограниченных территориях, с ограниченным применением и в ограниченных пределах. Никакого тотального web 2.0 не надо — без профессионалов нигде не обойтись. И, надо сказать, с профессионалами работать интереснее.
— А что в новой системе координат будут делать пользователи, какое им отводится место?
— На следующей неделе прикрутим комментарии. Ничего сами они делать не смогут. С другой стороны, есть же Afisha.ru — там возможностей гораздо больше. Все это останется и даже будет развиваться. Понятно, что сервисам пользовательская активность полезна куда больше, чем медиа.
— Как будут соотноситься три новых медиа и сайт «Афиша.Ru» с точки зрения читателей? Это будут четыре отдельных проекта или у них будут какие-то пересечения?
— Это будут отдельные проекты, и они независимы друг от друга. Это значит, что они развиваются независимо, нацелены на своих читателей, своих пользователей и в принципе могут идти в разные стороны. При этом понятно, что по темам они пересекаются, и если человек читает про какой-то фильм, то ему будет предложено пройти на сайт «Афиша.Ru», чтобы посмотреть описание и купить билет. А если человек пойдет на сайт «Афиша.Ru», чтобы купить билет в кино, то ему будет предложено прочитать интервью по нему в издании «Воздух». И мы не хотим говорить человеку, что есть некое место, одно, где он может делать все на свете.
— Вот про то, что невозможно делать про все на свете, — как это будет разделено с точки зрения редакционной политики? Это четыре отдельные редакции с непересекающимися составами?
— Да, будут четыре отдельные редакции и четыре главных редактора. Правда, у журнала «Афиша. Волна», который будет писать про музыку, и у журнала «Афиша» — один главный редактор и пересекающаяся команда, но вроде они все успевают. А так — независимые редакции.
— С киноблогами все понятно — они канули до этих изменений. Но главный вопрос — куда дели книжного обозревателя Данилкина? Будет ли он в каком-то виде?
— В первый же день в издании «Афиша. Воздух» будет длинный текст Льва Данилкина.
— Ну то есть кино и книги становятся частью культуры?
— Да.
— А за счет чего еще будет расширяться культура? Понятно, что рубрикатор журнала ограничивается какими-то направлениями. А ведь культура — более общее понятие.
— Культура — это сериалы, это искусство во всех его проявлениях, это технологии. И культура — это книги. При этом важно понимать, что мы смотрим на культуру не как на исключительно московское явление. И события, которые происходят в Нью-Йорке, Лондоне, Париже или любом другом городе, — нас это интересует; не так же, как то, что творится в Москве, но и не сильно меньше. То есть это глобальное издание. У регионального номера «Афиши» есть слоган «Все развлечения Вселенной» — вот изданию «Афиша. Воздух» он подходит значительно больше.
— Издание про город — у него будет преемственность с городским разделом «Афиша Daily» или оно будет отличаться?
— Безусловно, будет преемственность. Это будет городское московское издание про изменения в Москве, про то, как этим городом пользоваться, и о том, что здесь происходит интересного.
— Это очень сложная задача?
— Сделать три издания одновременно? Чудовищная.