Владимир Агеев — из того поколения российских театральных режиссеров, которое часто называют потерянным. Ученик великого Анатолия Васильева, он окончил ГИТИС в 1993 году, тогда ему было 35 лет — для начинающего режиссера возраст очень солидный. Свои первые спектакли он ставил в начале 1990-х, в период, невероятно сложный и тяжелый для русского театра. Все запреты и правила рухнули, казалось, что нет ничего невозможного, но если творческая свобода тогда была безграничной, то материальные возможности, как и шансы на реализацию идей, были сведены к минимуму. Тогда режиссеры могли как-то существовать в театре и чего-то добиться только благодаря колоссальной силе энтузиазма, вере в себя и способности отдаваться своей профессии без остатка.
В Агееве этот энтузиазм живет с самого начала.
С детства мечтая о сцене и тем не менее желая получить «серьезную» профессию, он окончил механический факультет железнодорожного института. Его специальностью были локомотивы, и разрез тепловоза в натуральную величину он до сих пор вспоминает как самый страшный кошмар. Несколько лет он проработал начальником депо, отвечая за 200 вагонов и 20 локомотивов, но по вечерам играл в народном театре — историю Агеева словно сочинил Андрей Платонов.
Решившись наконец заняться театром всерьез, он безуспешно поступал на актерский, а потом все-таки уволился из депо и приехал в «Ленком», предложив Захарову поставить собственную пьесу с Караченцовым в главной роли. Захаров удивился, но сделать это не дал, зато принял Агеева в театр инструктором противопожарной профилактики, и под этим прикрытием он мог наблюдать за ленкомовской жизнью, а по ночам репетировать свой моноспектакль. Упорство Агеева в итоге победило.
Ему посчастливилось учиться на одном из последних режиссерских курсов Анатолия Васильева и получить такой опыт театрального образования, каким не обладает почти никто.
В 1990-х годах для молодого режиссера было почти нереально пробиться на академическую сцену, и Агеев вместе с друзьями-актерами создал свой собственный «Эпигон-театр». Они показывали «Игру в классики» по роману Кортасара и тургеневский «Месяц в деревне», довольно быстро заслужив признание в театральном мире. Среди актеров «Эпигон-театра» были любимая актриса Агеева — Ирина Гринева, которую он до сих пор занимает в своих спектаклях, и позже ставший одним из ведущих российских кинорежиссеров, а тогда еще никому не известный Андрей Звягинцев.
Постепенно Агеева стали приглашать в московские и провинциальные театры, многие его спектакли пользовались успехом,
но был среди них один, после которого режиссер в буквальном смысле проснулся знаменитым, — «Пленные духи» в Центре драматургии и режиссуры.
Вместе с «Пластилином» Кирилла Серебренникова и «Облом OFF» Михаила Угарова это была одна из тех постановок, которые определили весь будущий вектор развития нашего театра на ближайшее десятилетие и вывели на сцену новое актерское поколение. В спектакле по пьесе братьев Пресняковых Анатолий Белый играл Андрея Белого, Артем Смола — Александра Блока, Ольга Лапшина — его маменьку, Алексей Багдасаров — Дмитрия Менделеева.
Великие писатели и примкнувший к ним ученый превращались в персонажей безумной драмы абсурда, участников постмодернистской игры, интеллектуально высмеивающей всю русскую культуру и вместе с тем полной самой искренней к ней любви.
У Агеева смех в зале не стихал ни на секунду, причем сдержаться не могли ни случайные зрители, ни маститые блоковеды. Но за превосходящим все мыслимые пределы стебом сквозила нежная, почти щемящая интонация, ироничное сочувствие к до смешного нелепым героям.
С тех пор Агеев поставил множество спектаклей, в том числе жестокую и брутальную пьесу Юрия Клавдиева «Пойдем, нас ждет машина!», масштабный, эстетский и недооцененный публикой «Маскарад» в «Сатириконе», «Полет черной ласточки» в «Современнике», где Игорь Кваша сыграл Сталина. В последнее время он оказался немного в тени других режиссеров, но причина этого главным образом в его принципиальной непохожести на весь остальной театр, существовании вне устоявшихся театральных тусовок, неуступчивом характере и неготовности идти на компромиссы.
Так, Агеев — один из немногих за всю историю в нашей стране режиссеров, который обращался к творчеству французского драматурга Поля Клоделя, сочинявшего сложнейшие тексты на грани символизма и экзистенциализма.
Агеев любит театр философский, интеллектуально изящный, все время играющий смыслами, ставя то пьесу Виктора Славкина «Серсо» (по которой когда-то сделал легендарный спектакль Анатолий Васильев), то Маргарет Дюрас, то Мориса Метерлинка — автора, русскому театру до сих пор известного только по «Синей птице». Кстати, «Пеллеаса и Мелисанду» Метерлинка Агеев сейчас ставит в Первой студии Театра имени Вахтангова.
Премьера назначена на 28 ноября, и тяжелая болезнь его не останавливает.
О страшном диагнозе и необходимости операции по пересадке костного мозга Агеев сообщил на своей странице в Facebook (при том что еще несколько лет назад у испытывающего отвращение к технике режиссера не было даже компьютера). Как всегда в таких случаях, сразу пошли комментарии, перепосты, предложения помощи. Удивительно, но театральное сообщество, которое часто считают разобщенным и склочным, в таких случаях обычно быстро сплачивается, и в случае необходимости многим оказывают поддержку даже те люди, на которых никто и не думал рассчитывать.
Но, конечно же, при настолько сложных и дорогостоящих операциях «фейсбучной» активности всегда мало.
И директор ТЦ «На Страстном» Михаил Пушкин придумал уникальный проект, которому в наших театрах аналога вроде бы еще не было — ни по формату, ни по целям. Театральный центр предложил всем желающим театрам, актерам, режиссерам безвозмездно сыграть спектакли в поддержку Агеева. Откликнулись очень многие, и в итоге была составлена 11-часовая программа из восьми выступлений семи самых разных коллективов, от «Театра.doc» до Театра на Таганке, от театра «Практика» до «Школы драматического искусства».
Беспрецедентность акции также и в том, что в один день и под одной крышей впервые соберутся вместе одни из главных театральных событий последнего года — «Марафон» как бы станет смотром некоторых из самых интересных премьер прошедшего сезона.
Среди хедлайнеров дня — и два спектакля «Театра.doc», «Аляска» Михаила Угарова по пьесе мексиканца Хибрана Рамиреса Портелы и «Толстой — Столыпин. Частная переписка» Владимира Мирзоева; обе постановки впервые выйдут на большую сцену. И «Вий» молодого режиссера Дениса Азарова, созданный им в Центре драматургии и режиссуры по пьесе Натальи Ворожбит, превращающей повесть Гоголя в историю о современном французе, который пытается вспомнить свои украинские корни. И документальный спектакль «Маяковки» «Девятьподесять», который обычно играется в гардеробе, а тут будет показан на сцене, причем начнется всего за час до полуночи.
Театральный марафон в поддержку Агеева — потрясающий пример консолидации театральной среды, готовой сделать все возможное ради спасения одного человека, на месте которого мог бы оказаться каждый. Это гуманитарная акция, участники которой, кажется, наивно верят в свою способность изменить мир и, по крайней мере, помочь сохранить одну жизнь. Но успех и результат этой акции зависит не только от ее устроителей, уже сделавших все возможное. Билеты на Театральный марафон стоят 3000 рублей и дают право на просмотр всех восьми спектаклей, перформансов, концертов. Все собранные деньги пойдут на лечение Владимира Агеева. Организаторы марафона верят, что за один день смогут собрать всю необходимую сумму. Теперь все в руках зрителей.