На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

«С детства был поклонником советской космической программы»

Альфонсо Куарон рассказал «Газете.Ru» о фильме «Гравитация» с Сандрой Буллок и Джорджем Клуни

Альфонсо Куарон рассказал «Газете.Ru» о фильме «Гравитация», его философских основаниях, метафоре перерождения и внутреннем космосе Сандры Буллок.

— Вы с сыном Хонасом написали этот сценарий, только когда 3D-технологии в очередной раз вернулись в кино и достигли нового уровня, или эти технологии просто вовремя подвернулись?

— Я всегда обожал космос и хотел снять про него фильм, но уже первая версия сценария называлась «Гравитация: Космическое напряжение в 3D». Так что мы с самого начала придумывали эту историю в 3D, только понятия не имели, как именно будем снимать. Я вообще полагал, что съемочный процесс займет пару недель: два героя, пустота, да что тут вообще снимать? Казалось, что основные усилия будут потрачены на компьютерную графику, а вышло не совсем так.

— То есть то, как показывать на экране невесомость, тоже заранее не придумали?

— Нет, понятия не имели, что будем делать, хотя понимали, что по старинке не получится: все эти тросы, на которых актеры и дублеры болтаются, сильно ограничивают степень свободы. Плюс подвешенные люди глупо выглядят: висеть на канатах, вращаться и при этом еще что-то играть, вести диалоги совершенно нереально. У нас же герои почти весь фильм проводят в состоянии нулевой гравитации, «плавают», вращаются в трехмерном пространстве. Мы взяли на вооружение роботов, которых используют в машиностроении. Видели когда-нибудь, как свободно они двигаются и крутятся в различных направлениях? Эти роботы управляли камерами, а артисты помещались в центр специальных конструкций: представьте Сандру внутри куба девять на девять метров, а вокруг нее камеры крутятся, плюс светодиоды, но... Я даже не знаю, как объяснить всю схему.

— Когда смотрел фильм, у меня было ощущение, что вы все это в падающем самолете снимали.

— Кстати, мы действительно долгое время рассматривали вариант с использованием самолетов, которые NASA применяет для создания невесомости при подготовке астронавтов. В Голливуде уже летали внутри «блевательной кометы» (прозвище самолета C-131 Samaritan, в котором тренируют летчиков для космических полетов), когда снимали «Аполлон 13». Но для длинных сцен и этот вариант не годится: спуск борта по параболе длится около 25 секунд, то есть десяток минут одним планом никак не снимешь. Поэтому пришлось изобретать нечто новое.

— И по поводу каждой детали с учеными консультировались?

— Конечно, мы же о многом не задумывались, пока не начали консультироваться с физиками и космическими инженерами. Даже такие базовые вещи, как то, что в космосе нет горизонта, нет верха и низа, что предметы в отсутствие сопротивления воздуха ведут себя не так, как мы привыкли, осознаешь в полной мере только в процессе работы над сценами.

— И не было ничего такого, про что ученые сказали бы «нет, так быть не может», но вы бы все равно оставили — красоты или метафоры ради?

— Мы старались быть крайне аккуратны и точны во всем, что касается физики. Да, катастрофического события такого рода никогда не случалось, и оно маловероятно, но опять же его нельзя назвать принципиально невозможным. И в драматургических целях мы немного изменили конфигурацию модуля «Союз», но это не противоречит науке.

— В остальном космические аппараты воспроизведены точно?

— О, да, то, что вы видите на экране, — это точные реплики «Союза» и Международной космической станции.

— Постараюсь не выдавать детали сюжета, но у вас большая часть экранного времени связана с еще советскими космическими технологиями: «Союз», его китайская версия, российский скафандр — вы ведь могли и без всего этого в голливудском фильме обойтись?

— Мог бы, но я с детства являюсь поклонником советской космической программы. То есть я с интересом следил и за американскими успехами, и за советскими, но, когда мы с мальчишками играли в освоение космоса, всегда был советским космонавтом, а не астронавтом и до сих пор обожаю советский космический дизайн. Отсюда в фильме и «Союз», и советский скафандр «Сокол».

— А вам не кажется, что со времен космической гонки поугас энтузиазм и исследователей, и вообще людей?

— Есть такое, лет 40 назад казалось, что еще немного — и мы полетим за пределы Галактики. И не только такие события, как первый полет человека в космос или первая высадка на Луну вызывали интерес. Помню, как с восторгом смотрел на запуск спутника по телевизору. Это было исключительное событие.

— У Станислава Лема в романе «Возвращение со звезд» рассказывается, как люди перестали стремиться в космос, выбрав безопасную жизнь.

— Я в детстве и Лема читал, и Бредбери, сейчас уже гораздо реже берусь за книги. Но и у этих писателей, и у меня космос — это не всегда буквально космос. В «Гравитации» космическое пространство, то, что окружает героиню, служит проекцией, метафорой внутреннего пространства. И финал истории подчеркивает возвращение к себе. То есть это история не про космос как таковой, но космос отлично подходит этой истории, и еще космос — это очень красиво.

— То есть то, как героиня Сандры Буллок сворачивается в позе младенца, — это довольно прямая метафора?

— Да, это начало ее перерождения.

— Похоже на философию нью-эйдж.

— Правда? Не знаю, я никогда не увлекался и не интересовался нью-эйдж-делами. У меня есть собственные духовные верования, и в то же время я полагаюсь на науку, на биологическое, рациональное видение жизни и мира. Мне кажется, что эти стороны могут прекрасно сосуществовать.

— Можно ли снять философский фильм про космос, не оглядываясь на Кубрика?

— Я специально, как только засел за сценарий, решил, что ни в коем случае не буду пересматривать «Космическую одиссею 2001 года», все, что угодно, только не ее. Пересмотрел и посмотрел множество фантастических фильмов, чтобы ознакомиться с технологическими решениями, но к «Космической одиссее» даже не притрагивался. Сел бы пересматривать — меня бы парализовало, и, быть может, пришлось бы уйти из кино. Это потрясающий шедевр, и именно поэтому я старался держаться от него подальше.

Новости и материалы
Раскрыты дизайн и характеристики мощного камерофона Xiaomi
Женщина вымыла голову один раз за год и показала, что с ней стало
Польша готова помочь в проведении выборов на Украине
Отец российского футбольного арбитра опроверг задержание сына
Набиуллина назвала дополнительный фактор укрепления курса рубля
В КПРФ ответили на вопрос, где находится душа Сталина — в раю или в аду
Арестович объяснил желание Трампа быстро завершить конфликт на Украине
Названа дата похорон командира бригады «Эспаньола»
ЦБ не собирается отзывать свой иск к Euroclear
Над регионами России сбили 12 беспилотников ВСУ
В Калужской области мужчина зашел за девочкой в подъезд и надругался над ней
Украина получила от Австралии почти полсотни списанных танков
Захарова назвала «нигилизмом» решение ЕС по использованию активов РФ для кредита
Лукерья Ильяшенко подарила друзьям настоящий череп
Российского футбольного судью задержали при попытке улететь за границу
В Совфеде заявили, что подтвержденные смартфоны можно будет «быстро отключать от сети»
Россиянам рассказали, когда в 2026 году выгоднее взять кредит
Турист отсудил у отеля почти 2 млн рублей из-за шутки аниматора
Все новости