Четверо друзей — кандидат исторических наук (Александр Ратников), продюсер (Павел Ерлыков), автослесарь (Иван Фоминов) и диджей (Григорий Иванец) — возглавляют влиятельную группировку фанатов «Спартака». Их «фирме» противостоят хулиганы других «контор», с которыми устраиваются заранее спланированные драки-«забивняки». Весь фильм главные герои ищут «крысу», сливающую в полицию планы о стычках, участвуют в кулачных боях и делятся друг с другом мыслями по поводу образцов мужского поведения в отношении своего и противоположного пола. А также выезжают в другие города и сводят счеты с представителями неславянских народностей и правоохранительных органов.
Ну и любят, и бросают, конечно.
До сих пор самой заметной работой режиссера Антона Борматова была «Чужая», снятая по по роману Владимира «Адольфыча» Нестеренко, которой предшествовали боевик «Родственник» о суровом сотруднике спецслужб в отпуске, а также телесериалы. Сценарий нынешнего фильма писался при живейшем консультативном участии представителей московского «околофутбола».
Они правили не только стилистику и лексикон диалогов: кроме четверки главных героев, во второстепенных ролях (а их тут много) заняты исключительно представители футбольной общественности.
Причем заняты настолько убедительно, что в голову приходят сравнения с британским «хулиганским кино», ставшим в этой стране целым направлением в национальной киноотрасли. Но отличия очевидны. Вопрос «Что вы все деретесь?», обязательный для любой картины такого толка, побуждает Томми из британской «Фабрики футбола» задуматься о смысле своих действий. Мэтту из «Хулиганов» участие в группировке болельщиков дает чувство опоры и делает его сильнее, взрослее и свободнее. В «Околофутбола» рефлексии на эту тему почти нет. Вместо нее герои еще раз разъясняют непросвещенному зрителю: для кого-то — спорт, для кого-то — идея, но для всех — образ жизни.
Они честны и правдивы: без смущения признают, что к футболу их увлечения отношение имеет не самое прямое.
Они не фанаты и не болельщики, чтобы с «шашками и флажками на стадионы ходить». Не откажешь экранным хулиганам в своеобразном чувстве юмора, не исключающем, как и положено, сексизма и шовинизма.
При этом авторы картины, в общем, не захмелели от молодецкой удали участников современных кулачных боев (из любования которой, впрочем, состоит добрая первая половина картины), а решили рассказать историю. Историю о том, откуда эта удаль берется (сцена стихийного погрома кафе ожидаемо смонтирована встык со сценой стихийного секса, демонстрируя близкое родство Эроса с Танатосом) и к чему приводит (наручники и суд — один из лучших вариантов). Без менторского тона и моралитэ в финале.
Однако на героя Александра Ратникова у сценариста и режиссера, кажется, не до конца хватило сил. Так, о причинах, по которым беспринципные сотрудники МВД мечтают свести счеты именно с воплощенным им кандидатом исторических наук, остается только догадываться (есть у «фирмы» и другие идеологи). Так же как и о причинах сомнений его вожака в правильности решения своих бойцов разгромить кафе, принадлежащее кавказцам, — будучи одним из первых лиц в группировке, он должен был уже не раз проделывать подобное.
Внезапно вспыхнувшее чувство изменило героя? Зрителю приходится отвечать на этом вопрос самостоятельно.
С чувствами, впрочем, все понятно — любовная линия в фильме довольно быстро принимает форму треугольника, в центре которой — влюбленная, но недоуменная героиня Дарьи Мингазитиновой.
Но вообще, женщины в суровом мире кинокартины предстают несколько потерянными — со своим вечным вопросом о смысле всех этих драк они находятся как бы по эту сторону экрана — и за гранью «околофутбола».
Однако когда сюжет, будто автобус с фанатами, выезжает с боковой мелодраматической линии на магистральную хулиганскую, уровень подлинности диалогов и типажей начинает стремиться к прямо-таки этнографической точности: повадки, речь, манеру поведения этих опасных людей фильм воспроизводит без единой фальшивой ноты.
Видимо, именно эта пугающая точность и стала причиной, по которой фильм с ходу удостоился на Санкт-Петербургском кинофестивале того приема, какой любой из героев «Околофутбола» получил бы в интеллигентском доме: жюри испуганно указало картине на дверь, заявив, что «его представления о ценности человеческой жизни расходятся с представлениями авторов картины».
Неполиткорректной картине такой скандал только на руку, а негативных последствий можно не бояться — ведь за спиной у авторов стоит продюсер Сергей Сельянов, глава кинокомпании СТВ с феноменальным чутьем и возможностями. В свое время именно он выпустил «Брата-2» Алексея Балабанова, познакомившего публику с народным героем, чуждым конформизма и ненасилия, а затем и «Бумер» Петра Буслова, пригласивший кинозрителя в мир бандитов и заодно пропевший реквием эпохе их безраздельной власти.
Теперь Сельянов взялся за новых отрицательных героев нашего времени — и снова не прогадал.
Правда, картине, говорят, до последнего не давали прокатного удостоверения — видимо, слишком уж яро и зло противоборствующие хулиганские группировки, презрев ради такого дела вражду, избивают ОМОН в одной из сцен фильма. Но оба эти эпизода — и в жизни, и на экране — кончились хорошо: прокат разрешили, обидчикам полицейских за их подвиги дали условные сроки. Фигуранты «болотного дела» в своих СИЗО, надо думать, им сильно позавидовали.