Петербургский комитет по культуре решил масштабно реформировать оркестры и хоры, подведомственные городу: Санкт-Петербургский академический оркестр, Губернаторский оркестр (бывший оркестр Ленинградского телевидения и радио), Петербургский камерный хор станут единым коллективом.
«Руководить им будет Фабио Мастранджело или Сергей Стадлер, — рассказал «Газете.Ru» информированный источник в Смольном. — Решение пока принимается. Руководителям Губернаторского оркестра и Камерного хора Станиславу Горковенко и Николаю Корневу будут предложены другие посты».
По словам собеседника «Газеты.Ru», объединение трех коллективов связано с реализацией проекта городской администрации «Опера — всем». Это ежегодный фестиваль, руководит которым Фабио Мастранжело: оперные постановки показывают на площадках во дворцах и парках Петербурга, посетить их может любой желающий. Официально объединение коллективов названо «реорганизацией в целях повышения заработной платы работникам культуры».
Пианист Фабио Мастранджело сейчас является худруком и дирижером оркестра Эрмитажа, постоянным приглашенным дирижером нескольких театров России, в том числе Мариинского. У Мастранджело два гражданства – Италии и России, он постоянно проживает в Петербурге. Скрипач Сергей Стадлер — бывший ректор Санкт-Петербургской консерватории, президент Эрмитажной академии музыки, народный артист России.
В рамках затеянной комитетом по культуре перестройки на прошлой неделе был отправлен в отставку Александр Титов, дирижер и худрук Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра.
Музыканты оркестра направили губернатору Георгию Полтавченко открытое письмо, в котором протестуют против увольнения своего руководителя.
«12 сентября прямо на репетиции Титову поступил звонок из комитета по культуре, — говорится в открытом письме, — и чиновник этого ведомства сообщил нашему дирижеру, что тот уволен с завтрашнего дня и ему надо зайти в отдел кадров, чтобы подписать бумагу об ознакомлении с приказом. На вопрос о причине отставки был дан ответ, что комитет имеет право уволить сотрудника без объяснений и в любой момент».
Музыканты считают, что решение об увольнении Титова принял лично вице-губернатор Василий Кичеджи, курирующий вопросы культуры в Петербурге, а чиновники комитета по культуре стали обычными исполнителями.
«После попыток выведать у работников комитета причину столь несправедливого по сути и хамского по форме поступка нам дали понять, что они сами являются заложниками различного рода приказов, исходящих сверху, — говорится в послании губернатору. — Конкретно – от г-на В. Н. Кичеджи. Мы считаем, что волюнтаристское решение вице-губернатора по поводу увольнения А. В. Титова с должности художественного руководителя и главного дирижера ГАСО СПб имеет разрушительный характер и наносит непоправимый вред музыкальной культуре Санкт-Петербурга».
Коллектив оркестра надеется на справедливое решение губернатора, иначе ситуация грозит перерасти «в лавину писем, акций и последующего противостояния».
Оркестранты говорят, что Титов пришел в коллектив 6 лет назад и сумел вывести оркестр на новый качественный уровень, несмотря на то что в нем довольно высокий процент «текучки кадров» из-за низкой заработной платы».
Уволенный дирижер считает, что с ним поступили непорядочно, не объяснили причин, не пригласили в комитет, чтобы хотя бы поговорить.
«У меня был бессрочный договор с комитетом по культуре, — сказал Титов «Газете.Ru». — Сказали, что он закончился, хотя никаких сроков в нем нет… Наверное, у них есть право уволить человека уже на следующий день, но... дело в форме: неприлично так увольнять — по телефону, без объяснений. Сейчас чиновники говорят, что приглашали меня в комитет, а я якобы отказался. Это просто смешно».
Титов говорит, что открытое письмо губернатору подписал весь оркестр в полном составе, однако быстро получить ответ в коллективе не надеются: губернатор ушел в отпуск.
В комитете по культуре об увольнении дирижера ГАСО говорят как об «абсолютно естественном процессе».
«Ротация кадров – это абсолютно естественный процесс, — заявил «Газете.Ru» глава комитета Василий Панкратов. — Без нее неизбежны стагнация и угасание творческой жизни. Мы благодарны Александру Титову, он шесть лет поддерживал оркестр в хорошей форме. Но нам хотелось бы, чтобы творчество музыкантов стало более резонансным, востребованным. Потенциал для этого есть».
По словам Панкратова, петербургский налогоплательщик оплачивает «с десяток симфонических оркестров и вправе ожидать широкого признания и действительно ярких достижений».
«Это будет очень громоздкая структура, — замечает Титов по поводу образования единого оркестрово-хорового коллектива. — И она может привести к разрушению оркестров. И кто станет ею руководить? Я не уверен, что Стадлер, например, сможет управлять таким коллективом».