Называть сольное творчество Леонида Федорова непредсказуемым все равно что называть его самого бессменным лидером «АукцЫона». Справедливо, но мало что объясняет. Сам же Леонид давно уже говорит журналистам просто: «Так получилось». Вроде как все случайно, а на самом деле только так — и никак иначе. К новому альбому, выходящему меньше чем через полгода после предыдущего, это относится в полной мере. Оказавшись в первой половине года по вполне личным причинам в Израиле, Леонид вдруг понял, что несколько песен, которые давно вертелись у него в голове, пора записать. Причем не с полным «аукцыонным» составом, в сложной аранжировке, а, наоборот, с минималистическим прямым гитарным звуком. В помощь в иерусалимскую студию были призваны давние знакомцы Игорь Крутоголов и Гай Шехтер, участники местной группы «Крузенштерн и пароход», музыку которой за неимением лучших слов определяют как авант-джаз-клезмер-рок; такая же нехватка слов, вынуждающая громоздить приставки, возникает и при попытке описать музыку «АукцЫона».
И тут-то, говоря словами известной аукцыоновской песни, «накатила суть»: собравшееся трио чуть ли не с листа за несколько дней записало целый альбом.
Причем израильтяне были готовы сразу записывать и еще один, но Леонид на правах старшего товарища (а Крутоголов и Шехтер, естественно, были прекрасно осведомлены, с кем они джемуют) сдержал их пыл.
Первое, на что обращаешь внимание при прослушивании «Быть везде», — отсутствие контрабасиста Владимира Волкова, постоянного партнера Федорова, с которым они на пару записали уже почти десяток альбомов. Сам Федоров объясняет отсутствие Волкова, как это ни парадоксально, его необыкновенной музыкальностью. Контрабасист с серьезной академической и джазовой выучкой, он способен расшивать кружевами любую, самую незамысловатую музыкальную тему, ему неинтересно играть «просто», то есть делать как раз то, чего Федорову хотелось добиться в своем иерусалимском альбоме.
И он, кстати, этого добился — на свой лад, конечно.
Простота большинства из девяти представленных песен — это простота классического хард-рока или даже тяжелого блюза семидесятых, с виртуозной перегруженной гитарой (Федоров наконец-то позволил себе блеснуть как инструменталист) и тяжелым драйвом. Можно назвать это русским блюзом: вокалист поет вроде весело, но с отчаянием и надрывом, и при этом с вполне русской распевностью, без всякого клезмера, хоть и срывается в паре мест на настоящий джазовый скэт.
Второе, на что обращаешь внимание, — Леонид, как и обещал, закрыл для себя тему обэриутов и не использовал на сей раз тексты Александра Введенского.
Зато вместе с текстами штатного либреттиста «АукцЫона» Дмитрия Озерского впервые использовал по одному стихотворению новых для себя поэтов, и поэтов довольно неожиданных (опять «так получилось»), Инны Лиснянской и Юнны Мориц. Но если не подсматривать на обложке компакт-диска, то распознать, какие именно песни написаны на их стихи, не так-то просто, настолько преображены они уникальной федоровской мелодикой.
Третью неожиданность Федоров со товарищи приберегли для концертов-презентаций, которые пройдут 6 сентября в московском клубе «Гоголь» и 7-го — в питерском «А2». В них помимо специально приехавших из Израиля титульных участников записи Игоря Крутоголова (бас) и Гая Шехтера (барабаны) примут участие их коллега по «Крузенштерну» Руслан Гросс (кларнет) и Озерский — не только либреттист, но и клавишник «АукцЫона».
А еще из Берлина удалось выписать Леонида Сойбельмана — ни на кого не похожего гитариста, лидера ни на что не похожей группы «Не ждали», пребывающей сейчас, к сожалению, в виртуальном состоянии.
Сойбельман десять с лишним лет назад участвовал в записи первого федоровского сольного альбома «Анабена», но к «Быть везде» никакого формального отношения не имеет. Сам Федоров в недавнем интервью «Букнику» объясняет это так: «Давно хотелось поиграть с Сойбелем — и как раз подумалось, что под такую историю может получиться интересно». Словом, опять «так получилось». Осталось дождаться и посмотреть, как получится живьем. Сами музыканты еще не очень это знают. Но есть все основания предполагать, что получится хорошо.