Похожее на рекламный слоган название не должно сбивать с толку — хоть четверка из Глазго и признавалась, что всегда вдохновлялась советским конструктивизмом, слушателя не ждет ничего похожего на монументальный физкульт-балет группы «АВИА». Небольшая — всего десять треков — и первая за четыре года пластинка больше всего понравится тем, кто начал слушать эту шотландскую группу в 2004 году, когда в файлообменниках вслед за их «Demos» (бутлегерским сборником черновых записей) появился их первый, названный по имени группы альбом. «Right Thoughts…» обходится без сознательных парафразов с первыми вещами и тем более без ностальгических кивков — зато заботливо сохраняет дух тех первых песен, давая ему на новом альбоме дышать где хочется. Дух, от которого, как казалось поклонникам, они уже было отпали, увлекшись заходами в диско-рок и лирические медляки на своих последующих альбомах — «You Could Have it So Much Better» и «Tonight».
Поклонникам многое казалось. Примерно после первого альбома FF с их очень мужской и потому элегантной гитарной музыкой стали объявлять если ли не новыми Beatles, то уж точно голосом поколения и эпохи (интересно, что на другом берегу Атлантики в это самое время на пьедестал усиленно возводили полных антиподов наших героев — анемичных холодных печальников Arcade Fire).
Этот момент, когда публика и критика переходят от разумных комплиментов новым музыкантам к экстатическому их почитанию, шотландцы миновали с честью: отыграли несколько прекрасных турне, сохранив энергию в исполнении и иронию в текстах и не превратившись по дороге в подателей откровений и пастухов народов мира.
Текущее место Franz Ferdinand на музыкальной карте мира хорошо описывает их последнее появление в Москве — на прошлогоднем «Пикнике «Афиши» перед изысканно-грустными Pet Shop Boys на сцену вышел человек, пролетарские усы которого делали его абсолютно непохожим на лидера группы, элегантного красавчика Алекса Капраноса.
«Привет, чуваки», — по-русски сообщил усатый, и Franz Ferdinand заиграли: мощно, грубо, громко и, что удивительно, очень мелодично.
Умудренным (и утомленным) опытом Pet Shop Boys после них пришлось запеть хиты, чтобы публика немного оживилась и перестала оттекать от сцены, то Franz Ferdinand крепко смешали новые песни с вещами вроде «Take me out», без которых их обычно не отпускают, — и в результате зрители прыгали на полметра от земли от начала до конца выступления шотландской группы. Некоторые из тех премьер с того концерта перекочевали на «Right Thoughts...» — и если кто их не расслышал в танцующей толпе, может теперь сделать это в наушниках или в автомобиле.
А расслышать можно не только задорные нотки 2004 года, но и мужскую, без соплей, меланхолию; их нынешний минор берет начало в тех же годах, но звучит абсолютно сегодняшне.
Изготовленная ими по старым рецептам смесь желчи с иронией на этом альбоме, кажется, совершенно свободно проистекает из музыки в тексты и обратно
— от по-дискотечному бодрой открывающей «Right Action», через психоделические нотки в мечтательной «Fresh Strawberries», к по-настоящему горькой (и оттого негромкой) вещи «Brief Encounters».
Но главным сюрпризом становится последняя композиция «Goodbye Lovers and Friends», легким движением переставляющая знаки во всей пластинке.
Пытливому слушателю, который не будет нетерпеливо начинать слушать альбом с конца, на протяжении девяти треков будет казаться, что лирический герой если и подпускает грустной рефлексии, то о чем-то своем, личном. На первых словах и нотах последней вещи, представляющей собой законченную маленькую арию, становится очевидным, что прощается, быть может, вовсе и не с дамой. «Когда они будут лгать и говорить, что это еще не конец, ты засмейся — так, как будто все мы все еще вместе» —
некоторые западные критики успели увидеть в этом выразительном пассаже из припева свидетельство кризиса внутри группы и предвестья ее скорого распада.
Впрочем, ничто не указывает на то, что это действительно так. Кажется, критика в обнимку с публикой сейчас путает лирических героев с их создателями и выискивает в текстах и мелодиях FF признаки драмы разлада — точно так же, как без малого десяток лет назад искала признаки божественного происхождения этих четырех шотландцев. Судя, по крайней мере, по тому, как звучит их нынешний альбом, и те и другие не скоро дождутся печального инфоповода.