Главный приз Локарно получил фильм «История моей смерти», в увлекательной форме повествующий о столкновении рационального с бессознательным (и фактическом поражении последнего). Исходя из этого можно утверждать, что в Локарно победил разум:
превращение современного художника Альберта Серры в автора большого зрительского масштаба стало, очевидно, главным событием фестиваля. И было отмечено по достоинству.
Приз за режиссуру жюри во главе с прогрессивным филиппинцем Лавом Диасом, снимающим вполне бескомпромиссное, многочасовое и сложное для восприятия кино, решило отдать формальному конформисту Хон Сан Су за «Нашу Суньи» —
милую, но малозначительную комедию о том, какие идиоты на самом деле снимают кино.
Другой конкурсный фильм на ту же тему, «Когда в Бухаресте наступает полночь» румына Корнелиу Порумбойю, снят значительно интереснее. В отличие от корейского не оставляет впечатления сделанного впроброс авторемейка – но, видимо, у Диаса есть некие принципиальные эстетические противоречия с новой румынской волной.
Спецприз жюри заслуженно ушел одной из самых обсуждаемых и любимых критикой лент фестиваля – «Что дальше? Напомни» Жоакима Пинту. Документальную автобиографическую хронику борьбы со СПИДом тоже можно было бы назвать «Историей моей смерти».
Возвышенное в горьком и лиричном закадровом тексте рифмуется с телесным, энциклопедические справки — с эротическими переживаниями, история болезни – с человеческой историей (автор вспоминает о появлении ВИЧ-инфекции и о том, как отреагировало на новость невинное общество восьмидесятых, так не похожее на сегодняшнее).
Но Пинту, португальский звукорежиссер, работавший с Раулем Руисом, Вернером Шретером, Кристофом Оноре и другими, слава богу, жив – и продолжает бороться с болезнью в доме, где есть любимый муж и четыре прекрасных собаки.
Награду за лучшую мужскую роль увез в Перу Виктор Бачилио, сыгравший редкий для латиноамериканского общества экземпляр – принципиально честного судью. Картина мексиканских братьев Вега «Безмолвный» чем-то напоминает абсурдистское перестроечное кино вроде «Города Зеро» Карена Шахназарова (который, кстати, в один из прошлых фестивалей показывали на Пьяцца Гранде):
хорошо отлаженная система, построенная на вранье и традиционной круговой поруке, выдавливает некстати попавшего туда рационального и гуманного человека.
Герой в буквальном смысле выпадает из жизни: сначала его увольняют, а потом фактически лишают права голоса – после покушения на улице задеты связки. В финальной сцене вечеринки в доме бывшего судьи кружащиеся в веселом танце коррупционеры не замечают размахивающего руками хозяина, и все, что ему остается, – сплясать с призраком собственной матери, такой же честной недотыкомки, убитой за справедливое судебное решение.
В конкурсе «Режиссеры настоящего» победил документальный этюд «Манакамана» о паломниках, совершающих путешествие из земного в трансцендентное в кабинке горного подъемника. «Хамелеону», азербайджанскому фильму с российским участием, не досталось ничего. Зато наградили две спродюсированные россиянами короткометражки: «Зима» итальянки Кистины Пикки, снятая эстетствующей камерой поэма о красотах Сибири, взяла «Серебряного леопарденка» за режиссуру. «Зеленого змия» швейцарца Бенни Яберга — картину о водке и том, что она делает с мужским населением России, отметила критика. Оба фильма были сняты в рамках проекта «Кинопоезд», инициированного документальным центром РИА «Новости» этой зимой.