В городе-герое Новороссийске при комических обстоятельствах знакомятся два маленьких человека, которые вместе станут титанами. Тренер по плаванию Анатолий (Михаил Пореченков) подрабатывает спасателем на черноморском курорте, но его доходов не хватает даже на съем квартиры. Рантье (уморительная Анна Михалкова) намекает на альтернативные формы расплаты, но герой хранит верность жене (Юлия Пересильд), которая полгода назад вместе с дочкой ушла к тренеру ватерполистов.
Успешного соперника героя Пореченкова играет Анатолий Белый, похищающий чужих жен уже второй раз за сезон: до этого он разлучил персонажей Светланы Ходченковой и Сергея Пускепалиса в «Метро».
В «Марафоне» герой тоже не сдается и пытается вернуть семью, но все это приводит только к слезам – причем с обеих сторон.
Пенсионерке Анне Ильиничне (Екатерина Васильева) не дает покоя не будущее, а прошлое. Она прожила удивительную жизнь – родилась в семье русского князя в Шанхае, была «врагом народа», бежала из лагеря — и не хочет, чтобы ее история закончилась в доме престарелых.
Однако после каждого побега терпеливые санитары возвращают ее обратно.
Когда отчаяние героев доходит до предела, они решаются на масштабную авантюру – поехать в Америку на марафон для пожилых людей, победитель которого получит миллион долларов. Загоревшийся американской мечтой Анатолий жертвует всем своим нехитрым имуществом, Анна Ильинична – последним здоровьем. Ей не то что карабкаться на крышу небоскреба – в самолете летать-то нельзя.
«Марафон» — кино очень смешное, но еще больше грустное;
кино пессимистичное по отношению к нынешнему смутному времени, но жизнеутверждающее, когда речь заходит о живущих здесь людях;
ни секунды не скучное и способное на крутые сюжетные ходы. А еще это галерея точнейших социальных портретов. Мария Аронова в роли бойкой заведующей домом престарелых, Юлия Пересильд в роли несчастной жены и Анна Михалкова в роли одинокой барыни иллюстрируют коллективный опыт всех русских женщин. Анатолий Белый, Сергей Газаров в роли бандита-коммерсанта и Игорь Савочкин из «Ночного дозора» в роли безвольного подкаблучника олицетворяют более или менее все главные типы обитающих здесь мужчин.
Могучий и надежный Пореченков удивительным образом превращается из медведя в дворнягу.
Его герой-неудачник бессовестно врет, перед всеми юлит; гол, как сокол; постоянно на грани нервного срыва и при этом где-то внутри – безбожно святой.
Екатерина Васильева весь фильм с потрясающей актерской реакцией переодевается. Из трагического амплуа в комическое. Затем — в спортивный костюм. А в конце и вовсе примеряет вечернее платье и выглядит в нем не хуже какой-нибудь Мэрил Стрип.
Александр Роднянский в недавно вышедшей книге «Выходит продюсер» написал, что монополию Голливуда на простое человеческое кино можно и нужно разрушать с помощью национальных культурных кодов.
Мол, никогда американцы не научатся шутить и горевать так, чтобы задеть русскую, финскую или немецкую душу.
А значит, пространство для маневра у национальных кинематографий остается. В этом году российские фильмы справляются с задачей культурного сопротивления как никогда эффективно. «Легенда № 17» — эталонный спортивный блокбастер. «Метро» — качественный фильм-катастрофа с одним нам понятным социальным подтекстом.
«Марафон», часто идущий путем американских жизнеутверждающих драм («Рокки») и трагикомедий («Форрест Гамп»), усваивается зрителем очень легко. Это по-хорошему массовое кино – но при этом остается абсолютно своим, искренним, местным. А финальный сюжетный финт, выковывающий неожиданно прочный сплав русской и американской мечты, дает этому фильму какое-то неслыханное моральное превосходство над всем жанром. И пускай из-за необычной концовки никто не купит права на зарубежный ремейк, представить более правильный, этически и эстетически безупречный финал для «Марафона» как-то не удается.
В общем, налицо парадокс: вышел фильм, который дает пригодный для любого поколения соотечественников ответ на вопрос о том, как перестать горевать и начать жить. Но идет он в почти пустых залах – и это уже проблема национального масштаба.