Директор Политеха Борис Салтыков оставляет должность своему заместителю, главе Фонда развития Политехнического музея Юлии Шахновской. Сам он станет президентом музея — этот пост, как и в случае с ГМИИ, только будет создан — и сосредоточится на научной работе.
«Шахновская — человек, хорошо знающий предмет, с хорошим опытом работы, прекрасно представляет стратегию развития Политехнического музея и имеет четкий, понятный план развития Политеха», — сказал на брифинге в музее министр культуры Владимир Мединский.
Ранее Юлия Шахновская была арт-директором Центра современной культуры «Гараж», а с 2010 года возглавила Фонд поддержки Политехнического музея — этот Фонд, организованный при участии корпорации «Роснано», проводил серию конкурсов по разработке проекта реконструкции Политеха.
Примечательно, что ровно неделю назад, 1 июля, Владимир Мединский в Итальянском дворике Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина объявил о том, что многолетний директор ГМИИ Ирина Антонова покинет свой пост и станет президентом музея. Ей на смену пришло молодое поколение — новым директором Пушкинского была назначена галерист и куратор Марина Лошак.
Сегодня то же самое произошло в декорациях Политехнического музея.
Оба музея ожидают масштабные перемены. Так, ГМИИ окончательно станет центром музейного квартала — правда, пока о его составе еще идут дискуссии. А вот Политех будет реконструирован по проекту японского архитектурного бюро «Кавамура и Исигами», под ним будет создан новый уровень, а внутренний двор закрыт прозрачным перекрытием. Кроме того, у музея появится новое здание — совместный с МГУ Музейно-просветительский центр, который будет построен по проекту компании Massimiliano Fuksas Architettо и российской мастерской SPEECH.
Открыть обновленный Политех планируется в 2017 году.
До этого времени часть экспонатов будет храниться в хранилище на территории АЗЛК, другая часть переедет в павильоны ВВЦ, где станет частью постоянной экспозиции. Еще одна часть станет основой передвижной выставки, которая будет гастролировать по городам России и мира. В Политехе обещают сохранить всю экспозицию и ничего не потерять.
«Представьте себе, 200 тысяч предметов будут сейчас переезжать — для нас очень важно, чтобы ни один предмет не был поломан или утерян», — попугал журналистов Мединский.
Он пообещал, что сложившийся в Политехническом музее уникальный коллектив не будет потерян. По его словам, для этого есть все условия: средняя зарплата в Политехе составляет 47 тысяч рублей.
«На Политех надо ориентироваться всем музеям России», — заключил министр.
По словам Салтыкова, будет сохранена и основная цель реконструкции — ввести Политех в десятку лучших научных музеев мира.
Шахновская сообщила, что хранилище уже готово и начался процесс переезда музейной библиотеки. По её словам, с осени 2013 года Политехнический музей начнет проводить программу публичных проектов на других площадках, будут продолжать работу лекторий и «Политеатр».
«Безусловно, мы в своей работе будем сохранять традиции, использовать и передавать уникальный опыт, который накоплен за 140 лет существования музея. И в той концепции, которая была разработана, звучат те же самые слова, которые звучали при создании Политеха», — сказала Шахновская.
Впрочем, имеются в этих кадровых решения Минкультуры и различия.
Антонова возглавляла ГМИИ имени Пушкина 52 года — срок, не имеющий прецедентов не только в российской, но и мировой практике.
Салтыков же был депутатом Госдумы I созыва, министром науки и технической политики России, зампредом правительства. После завершения госслужбы он возглавлял корпорацию «Российские технологии», преподавал в Высшей школе экономики. Политехнический музей он возглавил три года назад, в июле 2010 года, через несколько месяцев после объявления конкурса на разработку новой концепции музея. Салтыков сменил Гургена Григоряна, который был директором Политеха с 1986 года. Это кадровое решение спровоцировало конфликт в коллективе музея:
сотрудники даже писали письмо на имя президента с просьбой повлиять на ситуацию и запретить вмешательство созданного незадолго до этого Фонда поддержки в деятельность Политехнического музея.
Конфликт был быстро исчерпан, Григорян остался работать в Политехе на должности научного сотрудника и принимал участие в работе жюри, которое оценивало представленные конкурсантами концепции.