«Пираты...» — предыдущая франшиза-миллиардер режиссера Гора Вербински, продюсера Джерри Брукхаймера и актера Джонни Деппа — были основаны на парке аттракционов, поэтому там было где разгуляться: пираты окунались то в фэнтези, то в стимпанк, то в загробный мир.
Во вселенной «Одинокого рейнджера», запущенной в 1933 году радиоспектаклем об одном из первых американских супергероев, такого простора для воображения нет. Гражданская война в США здесь — вовсе не конфликт с вампирами, как в известном комиксе про Авраама Линкольна. А у конфедератов нет ядерного оружия, как в «Джоне Хексе».
Весь мистицизм «Одинокого рейнджера» сводится к тому, что его центральный персонаж предположительно восстал из мертвых.
В остальном он — типичный супергерой: с комичным напарником-индейцем, своенравным белым конем, маской на глазах и начищенной рейнджерской бляхой. Даже в предыдущем вестерне Вербински и Деппа, мультфильме «Ранго», места для визионерского маневра было гораздо больше.
В истории «Одинокого рейнджера» же нет ничего удивительного; это сборник самых популярных рассказов о Диком Западе, толком не отредактированный и потому кажущийся бесконечно долгим. Главный герой, юрист-идеалист Джон Рид (Арми Хаммер из «Социальной сети»), возвращается из колледжа в родной Техас, чтобы стать прокурором. В одном поезде с ним едут бандит-каннибал Бутч Кевендиш (Уильям Фихтнер) и полоумный индеец Тонто (Джонни Депп в прилипшей к нему за десять лет маске трикстера). Подельники Кевендиша организуют эффектный побег главаря.
Джон вместе со старшим братом-шерифом Дэном и несколькими рейнджерами пускается в погоню. Бандиты расстреливают законников в каньоне. Чудом выжившего Джона выхаживает Тонто, у которого свои счеты с бледнолицыми. Выздоровев, Рид надевает черную маску и вместе с эксцентричным напарником начинает охоту на зло.
В списке неотложных дел — ограбление банка, погоня на поездах, сражение в шахте, подрыв моста, встреча с индейцами, целая военная операция, разоблачение коррумпированных военных и бизнесменов и визит в бордель.
Хозяйку борделя играет Хелена Бонем Картер. У нее здесь фарфоровая нога со встроенным дробовиком.
«Одинокий рейнджер» длится безбожные два с половиной часа, часто теряет ритм и путается в показаниях. Объясняется это тем, что рассказчик — старый Тонто, который уже в 1933 году вспоминает свои приключения в ревущем Сан-Франциско. Такой повествовательный каркас добавляет фильму драматизма.
Во-первых, приходится отличать ложь от правды.
Во-вторых, древний индеец в кадре — душераздирающее напоминание о том, что в прошлом осталась не только самая кинематографическая эпоха в истории, но и наше детство с игрушечными ковбоями, фильмами Серджио Леоне и печеньем Wagon Wheels.
Смысловая нагрузка, однако, не идет на пользу динамике: «Одинокий рейнджер» — уже не тот стремительный аттракцион, что «Пираты Карибского моря». Здесь много искрометных шуток (хотя Деппа, вынужденного играть одно и то же то у Бертона, то у Вербински, уже просто жаль), ударных музыкальных номеров и лихих перестрелок, но 149 минут для комедии — явный перебор. Вербински, кажется, стал заложником эпохи. Заглянув на Дикий Запад на пару стопок виски, он остался в гостях до утра. И вместо того, чтобы просто рассказать пару смешных анекдотов, зачем-то вставил в свою несерьезную историю многозначительные комментарии по поводу геноцида индейцев, рождения американской нации и роли вестернов в культуре. Даже черно-белый «Мертвец» Джима Джармуша, в котором тоже есть Депп, индеец, лошадь и метафизика, смотрится гораздо живее.