Когда из ниоткуда появляется сценарист и сразу же получает «Оскар» за адаптацию чужого материала, становится страшно интересно, на что он способен сам. В 2010 году сорокалетний дебютант Джеффри Флетчер был награжден Американской киноакадемией за фильм «Сокровище» — экранизацию жуткой книги о чернокожей школьнице, на долю которой выпадают библейские испытания в их современной редакции. Девочка живет в безвылазной нищете в гетто в окружении алкоголиков, наркоманов и бандитов. У нее уже есть один ребенок от собственного отца — больного СПИДом насильника, и она готовится родить другого. На фоне этого подростковые проблемы с неуспеваемостью и лишним весом кажутся уже смешными, но здесь есть и они. Тем не менее в конце фильма героиня находит в себе силы вырваться из бруклинского ада и начать новую жизнь.
Сразу после триумфа «Сокровища» Флетчер получил от продюсеров карт-бланш на съемки «Виолет и Дэйзи» — криминальной комедии по его собственному сценарию, некогда написанному в стол. Фильм был закончен еще в 2011-м, но, кроме кинофестиваля в Торонто, нигде не показывался.
В 2013 году он наконец-то вышел в прокат и оказался не таким уж и кошмарным, как о нем писали критики.
Виолет и Дэйзи (в русском переводе их стоило назвать Фиалкой и Ромашкой) — две юные беспризорницы, вместо поступления в колледж занявшиеся заказными убийствами. Виолет играет Сирша Ронан — 19-летняя ирландка, известная по «Искуплению», «Милым костям» и «Ханне». В роли Дэйзи 31-летняя актриса и модель Алексис Бледел, ни капли не изменившаяся со времен «Города грехов» (2005). К заказным убийствам девушки подходят, как их сверстницы — к фантазиям о свадьбе: всякий раз стильно наряжаются (то монашками, то сантехниками) и оригинально избавляются от жертвы. Гонорары подружки тратят на шопинг, глянцевые журналы и леденцы. Однажды босс (Дэнни Трехо, любимый мексиканский актер Роберта Родригеса) дает девушкам задание убить некоего загадочного должника (Джеймс Гандольфини).
Жертва оказывается мрачным и резким, но добрым человеком-медведем, который почему-то не прочь умереть, но сперва хочет, чтобы Виолет и Дэйзи повзрослели.
«Виолет и Дэйзи» — это два разных фильма, вынужденные сожительствовать в тесном пространстве, не очень друг другу подходящие и в связи с этим все время скандалящие и бьющие посуду. Первый — пижонская черная комедия, бессовестно цитирующая «Криминальное чтиво», «Прирожденных убийц», «Поцелуй навылет» и даже снайдеровский «Запрещенным прием». На заданиях девушки трещат обо всем на свете, словно Винсент и Джулс, и травят несмешные анекдоты. Их головы забиты поп-культурой и глянцем. Вместо снов они видят визионерские клипы в духе старого MTV. Саундтрек и операторская работа здесь родом из тех же инфантильно-одаренных девяностых, одновременно искренних и суррогатных.
С этим фильмом все ясно: что-то похожее лежит в столе у любого сценариста, родившегося в семидесятые; этим нужно просто переболеть, как ветрянкой.
Второе дно «Виолет и Дэйзи» куда интереснее: это все та же история про взрослеющих девочек, что и «Cокровище», только в комедийно-абсурдных обстоятельствах вместо жестокого натурализма. Усталый плут Гандольфини в этом романе воспитания уместен, как за всю свою карьеру был уместен только в «Клане Сопрано» и «Любви и сигаретах». В последние годы актер искал для себя именно такие роли — патриархальные, но флегматичные, трагические, но забавные. Со «Знакомством с Райли» ему не повезло, с «Виолет и Дэйзи» — очень даже. Его последняя работа в кино оказалось похожей на него самого (если судить по интервью) — скромной, веселой, добросовестной, обманчиво простой. «Виолет и Дэйзи» стоило снять и стоит посмотреть уже хотя бы ради всей этой мистики с Гандольфини.