Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Конец пермского периода

Последние дни «Белых ночей в Перми» как финал культурной революции: репортаж «Газеты.Ru»

Фестиваль «Белые ночи в Перми» закончился, а вместе с ним закончилась эпоха «пермской культурной революции». Последние дни фестиваля проходили под скандальный аккомпанемент увольнения с поста директора музея современного искусства PERMM идеолога фестиваля Марата Гельмана и проверок в самом музее. «Газета.Ru» выясняла, что будет с городом, который пытались модернизировать с помощью культурных инвестиций.

5 июня в рамках путешествия огня Всемирной универсиады в Пермь прибыла крупная делегация спортивного чиновничества. Первым делом ее члены отправились на самое крупное городское мероприятие – недавно открывшийся фестиваль «Белые ночи в Перми». Выставка красноярского художника Василия Слонова Welcome! Sochi 2014 произвела на гостей самое неприятное впечатление: на ней в карикатурной манере были интерпретированы символы сочинской Олимпиады. Через несколько дней выставку закрыли; за компанию под раздачу попала арт-группа «Новый Барбизон», выразившая солидарность со Слоновым, и Сергей Каменный с выставкой «Российское барокко» на тему московских протестов 2012 года.

Первые две выставки возмущенные цензурой организаторы в срочном порядке перенесли в музей современного искусства PERMM. Не менее возмущенный произошедшим губернатор Пермского края Виктор Басаргин поручил провести проверку фестиваля. За проверкой фестиваля последовало увольнение Марата Гельмана с поста директора музея. Позже глава региона пояснил в своем блоге, что

«тот факт, что в личных интересах используется площадка и мероприятия, которые в организованы и работают на бюджетные деньги, дает краевым и городским властям право не просто высказывать свое «фи» к происходящему, но и прибегнуть к более решительным шагам».

Администрация города и местная арт-общественность, видимо долго терпевшие авангардные эксперименты столичного происхождения, наконец-то вздохнули спокойно и заговорили о том, что Пермь нужно развивать своими, местными силами. И. о. министра культуры Пермского края Игорь Гладнев поддержал коллег, заявив, что Пермь уже сейчас – культурная столица мира.

Зубы Сталина. Абсурд побеждает абсурд

Фестивальный городок расположен на городской эспланаде, еще в 2005 году названной архитектором Владом Новинским пермской Тяньаньмэнь, главным средоточием пермской пустоты. В обычное время эспланада — гигантская площадь между Драматическим театром и зданием законодательного собрания. Но на лето здесь вырастает сложно устроенный городок с домами, реки, мосты, лавки, магазины и гигантские скульптуры из пенопласта.

На первый взгляд городок напоминает крымскую набережную: рядом с лавками с сувенирными чашками плетут косички, рисуют хной на руках, продают горячую кукурузу. Благо тема в этом году у фестиваля морская – реют флаги, кричат чайки, персонал ходит в тельняшках, а у музыкальной сцены расположился «Ледокол «Красин».

Впрочем отпускной эстетикой дело не ограничивается. Тут и там в городке возвышаются монструозные скульптуры из «Пермского бестиария», в шатрах – концептуальное искусство ближнего и дальнего русского зарубежья. На сцене в рамках фестиваля SKIF композитор Алексей Айги с участием Сергея Летова играет музыку Сергея Курехина. Перед сценой танцуют нимфы в длинных хипповских юбках, среди них Гельман, прихлопывающий ладонями в такт музыке, а в перерывах дающий длинные телефонные интервью.

— Ситуация с проверками пришла к полному фиаско, — говорит Гельман, дослушав жизнерадостное выступление Айги, — они рассчитывали на какие-нибудь просчеты, потому что в сметах любых больших фестивалей всегда есть за что зацепиться. Но, когда начали проверку, выяснили, что Марат Гельман – художественный руководитель, а не председатель оргкомитета, который распределяет деньги. В финансовых документах нет ни одной моей подписи.

Когда проверяющие выяснили, что не могут найти Гельмана в качестве финансового руководителя, они очень расстроились и пришли в музей: там-то Гельман директор, есть его подпись.

Теперь проверяющим нужно сохранить лицо, и они, как мне кажется, будут давить до конца. По крайней мере они добились того, что весь мир уверен в том, что «Пермь» уже закончилась.

— Вы тоже так считаете?

— Нет. Мне удалось создать систему, которая может работать без меня. Мое участие в фестивале каждый раз все меньше и меньше. Кстати именно поэтому я подшучивал в свое время над пиарщиками Путина, которые перед выборами утверждали, что, если Путин уйдет, все обрушится. Ну как же – за 12 лет у власти он не смог построить систему, в которой без него ничего не обрушится? Мы в Перми создаем не корпорацию, а ситуацию.

— Что теперь будет с фестивалем?

— Сейчас здесь существует довольно активная среда, которая либо возьмет это все в свои руки, и тогда все будет хорошо, либо они уедут из Перми, и тогда все будет плохо. От местных сейчас все зависит гораздо больше, чем от власти.

— Почему все эти скандалы начались именно из-за Слонова? Почему именно он попал в нерв?

— Слонов не попал в нерв — это нерв приблизился к нему. Потому что сегодня двусмысленность ситуации с Олимпиадой достигла своего предела.

Музей современного искусства PERMM находится от фестивального городка достаточно далеко. Он расположился в здании Речного вокзала. Посетителя при входе в музей приветствуют две гигантские блестящие растяжки с надписями «Цензура шлю-ха-ха» и «Долой позорный закон Гей-Люссака». Эти лозунги изначально были сделаны новосибирским художником Артемом Лоскутовым для инсталляции «Оккупай Пермь» на эспланаде, которая также оказалась под запретом. Музей PERMM приютил детище основателя «Монстрации» у себя, а в день увольнения Гельмана лозунги решили вывесить на входе.

В самом музее PERMM сейчас выставляется проект «Искусство против географии. Культурный альянс», работы современных художников из 11 нестоличных городов. Антистоличный характер выставки декларируется прямо с листов с экспликациями:

«Выставка «Искусство против Географии» обобщает некий образ современного искусства русских регионов, образ, который так лестно столичному жителю представлять провинциальной экзотикой».

Посетителям-пермякам ироничный характер утверждения, предположительно, тоже должен быть лестен. Но они слегка озадаченно передвигаются по этажам, изучают мозаику из мыла, разбитые бутылки, провода и изредка щелкают фотоаппаратами.

Смотритель, скучающий рядом с работами питерской арт-группы PARAZIT+, объясняет, что на злосчастную выставку Слонова можно попасть только с торца. «Только имейте в виду: там ничего интересного», — меланхолично замечает работник.

К экспозициям Слонова и «Нового Барбизона» ведут указатели, видимо распечатанные на скорую руку. В пыльной маленькой комнатушке (очевидно, никогда даже не думавшей о том, чтобы стать выставочным пространством), висят ксерокопии слоновских плакатов и фотографии посетителей выставки, когда та располагалась в фестивальном городке. В соседней комнатушке в схожих условиях ютятся картины «Нового Барбизона». Рядом с ксерокопиями печально глядит в окно молодой человек, представившийся смотрителем Николаем:

— Люди приходят, смеются. Спрашивают, почему выставка именно здесь расположена. Мы рассказываем, что на «Белых ночах» ее накрыли и перенесли сюда. Как правило, люди вообще не в курсе происходящего.

— Посетителей не оскорбляет выставка?

— Ну из сегодняшних посетителей никто не оскорблялся. А вчера был случай: пришли двое неадекватных. Говорили, что сожгут все и обольют кислотой.

— А вы?

— Так они никаких действий не предпринимали. Я сам-то считаю, что Олимпиада – это пир во время чумы. Но буду, конечно, смотреть, болеть за наших спортсменов. Одно не исключает другого.

К диалогу подключается второй смотритель, интеллигентного вида пожилой мужчина:

— Есть животные большие — мишки, львы. А есть маленькие – мыши, зайцы. Мелкотравчатые. Выставка вот эта мелкотравчатая: нет захватывающей идеи. Это же фельетон, несерьезная выставка.

— А остальные экспонаты нравятся?

— Остальные? А остальные еще хуже. Посмотрите вот на соседнюю (показывает на картины «Нового Барбизона» — «Газета.Ru») — это же не люди, это пирамиды.

— А вас лично оскорбляет выставка?

— Если бы Слонов рисовал так во времена Сталина, его бы расстреляли (за спиной смотрителя расположен плакат, где Сталин с гигантскими клыками наряжен в костюм олимпийского мишки — «Газета.Ru»). Почему? Потому что у Сталина никогда таких зубов не было. Это же оскорбление личности…

Из здания музея выходит пара молодоженов, Елена и Максим. О Слонове они ничего не знают, но о главной выставке очень невысокого мнения:

— Меня вот сразу развернула эта надпись: цензура – шлюха. Что это такое? И там в сторонке еще было что-то посвящено геям… Мы даже дочитывать не стали, развернулись и ушли.

Увидеть Колизей и покраснеть

Работа «Белых ночей», впрочем, продолжается — независимо от количества происходящего абсурда.

В последний день работы Книжного фестиваля, проходящего в Горьковской библиотеке, заявлена беседа литературного критика, директора фестиваля Александра Гаврилова с писателем Алексеем Курковым; Гаврилов называет Куркова самым известным в мире неизвестным русским писателем. На дневную встречу с неизвестным писателем собирается приличное количество слушателей – в основном женщины. В самом начале мероприятия в новеньком отремонтированном зале ломается кондиционер. Учитывая, что температура за окном плавно приближается к 40 градусам, маленькая проблема грозит обернуться большой. Но внимательную аудиторию духота ничуть не смущает, встреча длится дольше запланированного: зрительницы продолжают задавать вопросы.

Заинтересованность аудитории отмечает куратор фестиваля писательница Линор Горалик:

— Люди приходят, зная, зачем они пришли, приходят потому, что им интересна литература, а не потому, что им нечем заняться. Фестивальный городок предлагает 10 тысяч способов развлечь себя в свободное время. Люди, которые приходили на литературные мероприятия, сидели под страшную музыку, несущуюся со всех сторон, и слушали поэта Льва Рубинштейна — это люди, которые хотели там быть. Там были посетители, которые прочитали Рубинштейна, увидев его имя в программе, и были люди, которые читали его еще начиная с тех пор, как он выходил в самиздате. Но они все понимают, о чем идет речь, и искренне этим интересуются.

— Но некоторые считают, что пермский культурный проект — это на самом деле московский культурный проект, пермякам совсем чуждый.

— Я не могу посмотреть на ситуацию глазами тех, кто здесь живет, но

никто еще не потерял себя от того, что увидел Колизей.

Я не могу представить, что мне было бы неинтересно чье-либо усилие показать мне больше, чем я видела до сих пор.

Параллельно с книжным фестивалем начал свою работу музыкальный фестиваль «Движение». Его главная тема – музыка Скандинавии и Балтии, также широко представлена современная этническая музыка и англоязычная музыка регионов России – от мордовской этно-группы «Ойме» до модных самарцев Bajinda behind the enemy lines. Однако больше остальных посетители все равно ждали выступление хедлайнера — Бориса Гребенщикова.

К началу его выступления у сцены быстро собирается толпа. Впрочем, по сравнению с другими бесплатными городскими опен-эйрами в Перми

фестиваль все равно выглядит вышедшим на улицу квартирником.

Вся площадь занята, но никто не конфликтует, охранники лениво оглядывают горожан. Держа в руках раскладной стул, по площадке в футболке и клетчатых шортах размеренным шагом передвигается организатор «Движения», музыкальный продюсер Александр Чепарухин. Рядом с ним мужчина кричит в телефонную трубку, поглядывая на сцену: «Да здесь никого нет! Только я и Боря!»

На самом концерте «Аквариума» интимность происходящего ощущают, видимо, не только зрители, подпевающие почти каждой песне, но и сам Гребенщиков – он периодически раздает воздушные поцелуи и шепчет в микрофон: «Спасибо, любимые».

Поблагодарив Пермь, солист «Аквариума» посвящает песню «Марш священных коров» Чепарухину и Гельману, снабдив посвящение своей фирменной хитрой улыбкой: «Хватит развлекать меня, не то я завою/ Лучше скажем «нет!» насилью и разбою/ Скажем «нет!» разбою и насилью/ И уподобимся Блаженному Василию».

«Бабушка-ротонда» против андеграунда

К местному «культурному проекту» отношение далеко не однозначное в Перми почти у всех. Причем критически на него смотрят не только консервативные люди:

«Безусловно, Пермь без Гельмана проживёт. Вся эта так называемая «культурная революция» не вовлекла достаточного количества участников и не дала каких-то значимых плодов.

Да, в городе стало гораздо интереснее, появилось больше мест и мероприятий, куда можно сходить, но не думаю, что это можно назвать «культурной революцией»», — делится своим мнением музыкант Дмитрий Грубер, живущий в Перми.

С пониманием фестиваля «Белые ночи» как ежегодного нашествия на Пермь москвичей не согласен директор фестивального городка, театральный режиссер Владимир Гурфинкель: «83% участников фестиваля – пермяки. 13% – другие города России. 3% – зарубеж.

Фестиваль «Белые ночи» не привозной проект. Конечно, организаторы — частично люди приезжие. Но так происходит во всем мире».

«Как сказал Арто, дело художника – разбрасывать хворост, а огонь приходит с неба», — добавляет режиссер.

Понять, правильно ли был разбросан хворост, помогает пермский молодой поэт Иван Козлов, ранее работавший в известной местной интернет-газете «Соль», а сейчас трудящийся в пресс-службе музея PERMM:

— Так, как было все эти пять лет, уже не будет. Фестиваль отдали Гладневу (и. о. министра культуры Пермского края. — «Газета.Ru») на растерзание — там теперь будут пермские коллективы, «Бабушка-ротонда» (садовая беседка в Парке имени Горького, один из старинных символов Перми. — «Газета.Ru») и весь прочий бестиарий.

У противников пермского проекта есть аргумент: дескать, за последнее время из Перми уехала куча народа. Это факт, на который можно смотреть двояко. Если бы пермского культурного проекта не было, уехало бы на десятки тысяч людей больше.

— Как вы считаете, город готов к тому, что в нем происходит?

— Безусловно, нет. Но готов лучше, чем любой другой российский регион. У нас культурный андеграунд формировался чуть ли не с послевоенных лет. Это хорошо для уровня российских городов, но объективно все равно маловато. По существу, мы оказались не готовы к пермскому культурному проекту, не перевариваем его и сейчас. Я думаю, это дело ближайшего десятилетия. Но я никогда не думал, что это что-то плохое. К романтическим, революционным, авангардным проектам никто никогда не был готов. Это нормальная ситуация.

Феномен Перми на протяжении многих лет служил примером успешного развития культурной среды за пределами Москвы и Санкт-Петербурга для его сторонников и в равной степени примером провала этого развития — для противников. Еще одна инициатива развить современное искусство в регионах недавно предлагалась правительством в лице министра культуры Мединского, бывшего вице-премьера Владислава Суркова и Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Предложение подразумевало строительство Домов новой культуры в Калуге, Первоуральске и Владивостоке. Пришедший на презентацию проекта художник Николай Полисский в своих размышлениях о культуре в регионах также вспоминал Пермь:

— Я был в первый раз в Перми в 2000 году, привез современное искусство. Так местные современные художники нас там чуть не поубивали. Потому что мы взбаламутили их тихую жизнь. Они потихоньку там развивались у себя, лет 70 с разницей с современным искусством. В больших городах, как правило, есть мощнейшее сопротивление.

— А в маленьких?

— А в маленьких вообще ничего нет.

Материал подготовлен в рамках совместного проекта «Газеты.Ru» и Livejournal.com

Новости и материалы
В США заявили о лицемерии Байдена и Блинкена на мировой арене
Усик отказался обсуждать судейство после победы над Фьюри
Британский аналитик оценил влияние слов Трампа на ситуацию на Украине
Риттер резко отреагировал на удар ВСУ по Казани
Россиянин отрезал себе пальцы болгаркой и едва не истек кровью на трассе
В МО РФ сообщили, сколько пусковых установок Patriot было уничтожено в ходе СВО
В Евросоюзе готовят санкции против России к 24 февраля 2025 года
Российская армия ведет бои за господствующие высоты на севере ДНР
США и Великобританию обвинили в нежелании договариваться с РФ
Названо место обнаружения самолета Ан-2, пропавшего в Камчатском крае
В Петербурге охранник больницы сломал пациенту ребра
Восемь украинских беспилотников сбили над Ростовской областью
В Москве задержали студента по подозрению в вербовке сторонников террористов
В Минтрансе РФ сообщили о планах реконструировать 56 аэродромов
На Западе оценили последствия ударов ВСУ по городам России
Основатель Pink Floyd призвал посадить Нетаньяху в тюрьму
Стало известно о подвиге российского бойца при освобождении Веселого Гая в ДНР
Трамп допустил возвращение Панамского канала во владение США
Все новости