Первым, 8 ноября, в репертуаре появится «Марко Спада» — попытка реконструкции старинного балета о разбойнике, которому в XVIII веке приходится трудно: он любит и доходное ремесло, и приемную дочь, безвинно страдающую от профессии отца. Романтическая мелодрама с роскошными костюмами и эффектными танцами — от классики до бандитских плясок — был поставлен по мотивам спектакля 1857 года французом Пьером Лакоттом специально для Рудольфа Нуреева. Московская версия будет отличаться от той постановки в Римской опере:
Лакотт намерен учесть масштаб сцены и размер труппы, введет новых персонажей, расширит кордебалетные сцены и придумает много новой хореографии.
На «Марко Спада» Большой получает эксклюзивные права на пять лет.
В конце марта 2014 года на Исторической сцене дадут «Даму с камелиями» — балет о трагической любви на музыку Шопена. Постановка знаменитого хореографа Джона Ноймайера 35 лет успешно покоряет мир — у нас хорошо известно сексуальное па-де-де из этого балета, часто исполняемое на концертах. Печальную историю, рассказанную Александром Дюма-сыном, Ноймайер оттенил другой драмой, добавив в спектакль фигуры Манон Леско и кавалера де Грие. Интриги причудливо переплетаются, оказывая роковое влияние на отношения главных героев. Многочисленные массовые сцены — бал-маскарад, пикник на природе и гулянье на Елисейских Полях — добавляют зрелищу нарядной картинности.
Начало июля-2014 ознаменуется «Укрощением строптивой». Это балет Жана-Кристофа Майо, причем не перенос, а специально созданная для Москвы постановка. Майо, глава Балета Монте-Карло, раньше никогда не ставил за пределами собственной труппы, что давно было предметом огорчения для многих: таланту этого мастера тесно в рамках его небольшой компании. Спектакль вряд ли будет традиционной костюмной комедией хотя бы потому, что автор предполагает взять музыку Шнитке. Артисты Балета Монте-Карло выступят совместно с танцовщиками Большого: 4 октября в честь визита в Россию князя Монако Альбера они покажут первую часть балета «Altro Canto».
Из маленьких радостей:
в труппу вернется приглашенный американский премьер Дэвид Холберг, который пропустил целый сезон из-за травмы.
Три балета – «Спартак», «Утраченные иллюзии» и «Драгоценности» — покажут в прямой трансляции в кинотеатрах по всему миру. На сцене ГАБТ с 21 по 24 сентября пройдут гастроли балета Парижской оперы: привозят «Пахиту». В апреле у нас выступит Королевский балет Великобритании. В программе «Манон» в хореографии Кеннета Макмиллана, «Raven Girl» Уэйна МакГрегора и спектакль Кристофера Уилдона «Danse a grande vitesse».
Оперный сезон пройдет под знаком 200-летних юбилеев Вагнера и Верди. В честь первого Большой возобновляет один из самых удачных спектаклей последних лет – «Летучего голландца» в постановке легендарного Петера Конвичного.
Режиссер смешал морскую мужскую романтику и женские занятия в тренажерном зале, взрыв пороховой бочки и схватки мертвецов с живыми.
И получил коктейль отменного качества, поднимающий серьезные (вечные и современные) проблемы под великую музыку. Петь в октябрьской премьере под руководством главного дирижера ГАБТа Василия Синайского будут как артисты Большого, так и приглашенные вагнеровские певцы из Европы.
Перед Новым годом нас ждет «Дон Карлос». Театр выбрал самую объемную версию партитуры – ее итальянскую редакцию в четырех актах. За махину Верди взялся режиссер Адриан Ноубл, британец с большим послужным списком: он долго руководил Королевским Шекспировским театром, а опер понаставил от Нью-Йорка до Лиона. Для такого дела в Москву приедет команда певцов из Италии, Мексики, Польши и США. Но и свои голоса не забудут, причем не только из Большого театра.
Оригинальный оперный проект задуман на февраль для Новой сцены: в один вечер пойдут «Иоланта» Чайковского и «Мавра» Стравинского. Первую оперу Синайский давно задумал переставить, во всех интервью говоря об устарелости и обветшании старого габтовского спектакля.
Что касается редко исполняемого у нас опуса Стравинского, то в мировой практике названные оперы часто идут вместе: считается, что в музыкальном и сюжетном отношении они на редкость удачно оттеняют друг друга. Режиссер обеих опер — англичанка русского происхождения Ирина Браун, дирижером намечен молодой украинец Кирилл Карабиц, который руководит Борнмутским симфоническим оркестром, в прошлом году поставил четыре оперы в разных театрах Европы, а месяц назад получил престижную музыкальную премию от британского Королевского филармонического общества. В спектакле заняты ведущие артисты ГАБТа и его молодежной оперной программы. Под занавес сезона театр займется Моцартом, его оперой «Так поступают все женщины». И, что интересно, исключительно своими — то есть российскими — певческими силами. Это могло бы показаться самонадеянным, если б не недавнее весьма качественное концертное исполнение, организованное ГАБТом. Заслуженный успех концерта расчистил дорогу проекту, в котором примет участие 30-летний голландский режиссер Флорис Виссер.
Крупное событие предлагает осенью молодежная программа театра — два концерта с участием наших и французских певцов (совместно с Парижским оперным конкурсом). Некоторые перемены ждут в феврале «Царскую невесту», классический спектакль театра в исторических декорациях Федора Федоровского. Отменять полюбившиеся древнерусские реалии на сцене никто не будет: у кого же рука поднимется посягать на любимый широкой публикой «золотой фонд» Большого! Оперу просто капитально возобновят и сделают новую сценическую редакцию. А в Бетховенском зале начнется просветительский цикл «Оперный дом»: детям в игровой форме расскажут об оперных голосах.
Забегая вперед: кое-что удалось узнать и о планах на сезон-2014/2015.
В Большой театр приедут ставить балеты Иржи Килиан и Юрий Посохов;
последний сделает балет на музыку современного российского композитора Юрия Красавина. Хореограф Раду Поклитару и британский драматический режиссер Деклан Донеллан решили повторить успешный опыт совместной работы над балетом «Ромео и Джульетта». Теперь в центре их внимания оказался другой шекспировский сюжет – «Гамлет». Возобновятся творческие контакты с бывшим главой балета ГАБТа Алексеем Ратманским: его, по словам директора Большого театра Анатолия Иксанова, ангажируют на некий «многоступенчатый проект». Опера ГАБТа готовит сенсацию — постановку барочной «Роделинды» Генделя, действие которой происходит в Ломбардии в XI веке. Знаменитый канадский режиссер Роберт Карсен сделает «Риголетто» Верди (совместно с фестивалем в Экс-ан-Провансе). Опера Массне «Манон» поручена маститому британцу Стивену Лоулессу — тому самому, кто сделал в ГАБТе удачного «Кавалера розы». Еще раз приглашен в Большой и Кирилл Серебренников, автор нашумевшей версии «Золотого петушка». Он возьмется за мрачную и страстную «Леди Макбет Мценского уезда». В театре надеются, что опера Шостаковича особенно подойдет дарованию Серебренникова.