Не секрет, что за улыбками на лицах поп-звезд часто стоят самые трагические неврозы. Эту особенность поп-культуры уже давно (примерно во времена Мэрилин Монро, а то и раньше) шоу-бизнес взял на вооружение и научился монетизировать. С деятелями так называемой независимой музыки дела обстоят обычно несколько иначе. Самоубийства и прочие саморазрушительные склонности у рокеров обычно закономерно обусловлены депрессивным настроением их музыки, нескрываемыми излишествами в употреблении вредных веществ и прочими неизменно привлекательными для неокрепших подростковых умов аспектами.
В этом контексте история группы Green Day выглядит довольно удивительно. Ансамбль, заслуживший свою популярность исполнением борзых песен на три аккорда, при ближайшем рассмотрении оказывается не так прост. Во-первых, любой знакомый с английским языком человек моментально уловит в песнях лидера группы Билли Джо Армстронга несвойственный калифорнийскому поп-панку пессимизм. Группа, собранная еще не закончившей школу троицей придурков, уже на первом своем успешном альбоме «Dookie» (1994) под бодрый гитарный чес исполняла песни про фрустрацию, психозы, бессонницу и прочие невеселые вещи — а вовсе не про мастурбацию и веселые пьянки (как, например, их коллеги из Blink 182).
Брали Green Day тем, что всю эту неловкую неврастению ухитрялись уложить в максимально легко усваиваемую форму.
Которая, кстати, апеллировала не столько к идолам американского панка Ramones, сколько к мод-року The Who.
Другим аспектом, моментально поставившим Green Day в центр внимания меломанов, стало постоянное пребывание на грани распада. После каждого нового хитового альбома, благожелательно встреченного критикой,
Армстронг уходил в запои, уезжал автостопом в путешествия, из которых потом мало что помнил, — и, конечно, неизменно порывался распустить коллектив.
Всякий раз эти закидоны певца, с одной стороны, становились благодатной почвой для увлеченных рок-героями журналов, а с другой – приводили к неминуемому расширению границ жанра.
Вершиной на этом пути стал альбом «American Idiot».
Рок-опера, выпущенная ко вторым выборам Джорджа Буша-младшего, состояла, среди прочего, из нескольких многочастных сюит — и выразительно отражала фрустрацию, в которой находилось все граждански сознательное население Америки.
Кроме того, это был самый музыкально зрелый альбом трио, прочно прописавший группу в первой рок-лиге.
Этот успех стал проклятием для группы. Армстронг, истощенный туром в поддержку альбома и собственными неврозами, начал планомерно слетать с катушек. Сначала группа выпустила еще одну рок-оперу — «21st Century Breakdown» — куда более слабую, но по инерции встреченную публикой более или менее восторженно. Следующим проектом группы стала трилогия «Uno», «Dos», «Tre». Планомерный выпуск уже записанных пластинок был прерван тем, что должно было случиться уже давно: Билли Джо психанул прямо на выступлении в рамках фестиваля iHeart Radio.
Обматерив всех – от артистов до организаторов, артист разбил гитару и убежал за кулисы. А на следующий день лег в реабилитационную клинику.
Тур в поддержку трилогии был прерван, и нынешний его этап должен был явить зрителям обновленную группу с восстановившимся лидером. Судя по концертным записям предыдущих концертов, которые можно найти на YouTube, Green Day опять удержались на плаву. Зрители, пришедшие в «Олимпийский», легко могут нарваться на полное исполнение одного из классических альбомов группы и гарантированно получат такой заряд драйва, на который из современных рокеров мало кто в принципе способен. С другой стороны, остается и эффект непредсказуемости: Армстронг — из тех артистов, которых восстановленные силы могут лишь подтолкнуть к самым безумным выходкам.