Марат Гельман уволен с поста директора пермского музея современного искусства PERMM. Об этом сам галерист сообщил в своем твиттере. Позже эту информацию подтвердили и власти Перми: о намерении расторгнуть заключенный с Гельманом срочный контракт объявил и. о. министра культуры края Игорь Гладнев; договор будет расторгнут по п. 2 статьи 278 Трудового кодекса, в которой указано, что работодатель не обязан мотивировать такое решение. Гельману будет выплачена положенная по закону компенсация.
По словам Гладнева, конкурс на замещение вакантной должности директора PERMM будет проведен в ближайшее время.
Музей современного искусства в Перми был создан в 2008 году по инициативе Гельмана и сенатора Сергея Гордеева; галерист возглавлял его в конце того же года. PERMM — единственный российский музей современного искусства, расположенный не в Москве или Петербурге.
Об увольнении Гельмана было объявлено на следующий день после прошедшего у губернатора Пермского края Виктора Басаргина совещания, на котором краевой контрольно-счетной палате было дано поручение провести проверку фестиваля «Белые ночи»; ранее о проведении такой проверки объявила федеральная Счетная палата.
Марат Гельман в беседе с «Газетой.Ru» связал свое увольнение с конфликтом между ним и недавно назначенным главой культурного ведомства Перми Гладневым.
Конфликт касался нескольких выставок, которые входили в программу начавшегося 1 июня фестиваля «Белые ночи-2013» и были закрыты по решению властей.
Первой перестала работать выставка красноярского художника Василия Слонова «Welcome! Sochi 2014», которая иронизировала над символами сочинской Олимпиады — ее закрыли через три дня после открытия. Вслед за этим была запрещена открывшаяся на ее месте экспозиция художественной группы из Израиля «Новый Барбизон» — ее участницы выразили Слонову поддержку. Потом не была открыта выставка Сергея Каменного «Российское барокко», в которой использовались фотографии московских уличных протестов. Кроме того, так и не был запущен в полном объеме городской лагерь для арт-активистов проект «Оккупай Пермь», в котором должен был участвовать новосибирский художник Артем Лоскутов.
Гельман возмутился фактом цензуры и перевез опальные экспозиции — одну в PERMM, а еще две — в культурный центр «Речник», пообещав поставить вопрос о своей работе в Перми, если его решение власти отменят.
«Мы открыли эти выставки, чтобы сохранить репутацию Перми как культурной столицы. Поделать власти с этим ничего не могли», — рассказал галерист.
Примечательно, что объявление об отставке застало Гельмана в Москве, куда он приехал, чтобы представить свой новый, совместный с «Живым журналом» проект — социальную сеть для арт-сообщества culture.livejournal.com. По его словам, этот проект очень хорошо показал себя во время «Белых ночей» и его ожидает большое будущее. Нет опасений у Гельмана и за судьбу общероссийского проекта «Культурный альянс»
«Культурный альянс» будет развиваться. Более того, у меня сейчас будет больше времени, которое я смогу уделять ему и новому проекту», — сказал он.
Гельман выразил надежду, что его увольнение не означает полного сворачивания пермского культурного проекта, но предупредил о возможности другой опасности — профанации проекта.
«С точки зрения бюджетного планирования плохая выставка от хорошей ничем не отличается», — сказал Гельман.
По его словам, «Белые ночи», художественным руководителем которых он является, в этом году будут проведены по плану — запланированы «Движение», Литературный фестиваль и другие мероприятия, а «профанация» может ожидать фестиваль уже в будущем году.
«Одновременно с моим увольнением губернатор заявил, что «Белые ночи» будут продолжаться, уже создается оргкомитет фестиваля 2014 года, который должен сделать все в соответствии с местными культурными условиями, — поделился Гельман. — Но нет ни одного города в мире, который способен организовать насыщенную культурную жизнь только собственными силами — культурный обмен обязателен».
Он выразил сомнение, что в сложившихся условиях власти Перми смогут кого-то заинтересовать конкурсом на должность нового директора PERMM.
«Конечно, меня волнует, что будет с музеем: я его начинал, помогал краю получить помещение бывшего Речного вокзала, участвовал в формировании коллекции. Но главное — чтобы не разбазарили коллекцию. Недавно был издан каталог; мне уже удалось сделать что-то, что останется — независимо от меня, от ситуации в городе, в искусстве», — сказал Гельман.
«Судьба этого музея меня будет волновать независимо от того, являюсь я директором или нет», — заключил он.
«Это увольнение – еще один символический жест, еще один сигнал, что эра Медведева закончилась, - полагает социолог культуры, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей, «Марат – знаковый парень, во всех своих играх всегда ходит по краю.
Сейчас нам недвусмысленно дают понять – игра в «культурную инновацию», «модернизацию», в попытку сделать из Перми культурную столицу России и замахнуться на аналогичный статус в масштабе Европы – закончена, все эти слова надо забыть». По мнению эксперта, отставку Гельмана местные власти едва ли согласовывали в Кремле: «Краевая власть просто улавливает токи, настроения центра, и действует в соответствии с этой своей интуицией». По мнению Дондурея, в Перми всегда существовала прослойка местных деятелей культуры, которые завидовали выделяемым площадям, деньгам, поддержке, присутствию в городе – и сейчас краевая власть выражает именно их интересы.
«Я думаю, что музей сохранится. Номинально. Но будет абсолютно деформирован и нейтрализован.
И вся его программа, которая была примером для других городов российской провинции — нейтрализована», - полагает независимый куратор, искусствовед Андрей Ерофеев, - причем не только программа поддержки изобразительного искусства, но и программа поддержки новой русской литературы, кино и так далее - вообще всей культуры. Проект, который сделал Марат Гельман, был образцовым — в старом понимании этого слова, как образец для подражания». Увольнение Гельмана эксперт приравнял к фактической ликвидации музея и назвал его экстраординарным политическим событием, свидетельствующим «о взятом властью курсе на ликвидацию или подавление современной культуры в России».
«Этот курс... находится в логике той идеологии, которая сейчас продвигается — идеологии опоры на самые мракобесные представления о мире и о человеке, о его взаимоотношении с государством и творческом потенциале».
Возможно, заключил Ерофеев, будут подавляться не только институции, но и сами художники будут выдавливаться из публичной сферы — чтобы этого не произошло.
Пессимистично на будущее Пермского культурного проекта смотрит и Даниил Дондурей: «Боюсь, что вслед за Гельманом придется перестать работать в Перми и (бывшему вице-губернатору, одному из идеологов пермской культурной революции - Газета.Ru) Борису Мильграму, и другим «москвичам». Теодора Курентзиса (худрука Пермской оперы, преобразившего театр, и руководителя ансамбля Musica Aeterna – Газета.Ru) пока трогать не будут, поскольку в музыке они ничего не понимают». Какие-то из начатых Гельманом проектов будут жить — но лишь в качестве «витрины», в виде разрозненных проектов. «В виде работающей инфраструктуры, в едином целостном виде современное искусство им не нужно – они его боятся», - заключил эксперт. Гельману, предполагает Дондурей, придется вернуться в Москву и реализовывать свои проекты в столице, где внутренних условностей гораздо больше, а возможный размах культурных проектов и резонанс от них – гораздо ниже. Ерофеев настроен более решительно: «Если художественный мир в данном случае не проявит солидарности - то через некоторое время все будут загнаны в подполье, как крысы и мыши».