За год до начала событий в разных уголках Америки четверо фокусников растрачивают свои таланты почем зря. Один иллюзионист (Джесси Айзенберг, Цукерберг из «Социальной сети») показывает карточные фокусы фанаткам. Другой (Дэйв Франко, младший брат актера и режиссера Джеймса Франко) ворует кошельки. Третий (Вуди Харрельсон) уныло занимается телепатией и, кажется, вот-вот отправится на кастинг какой-нибудь «Битвы экстрасенсов». Есть еще девушка (Айла Фишер, «Шопоголик»), на потеху публике ныряющая под воду в цепях. Однажды всем четверым приходит таинственное послание от неизвестного пятого, и всего за год под его руководством команда становится известной на всю страну. «Четыре всадника», как называют себя иллюзионисты, от прочих фокусников отличаются тем, что жульничают во имя справедливости.
Прямо во время своих шоу они грабят недобросовестных банкиров и страховые компании и раздают миллионы (то евро, то долларов) зрителям. Поскольку без черной магии украсть деньги в Париже, выступая в тот же момент на сцене в Лас-Вегасе, явно нельзя, а статьи за оскорбление чувств верующих в США нет, идущий по следу взлохмаченный агент ФБР (Марк Руффало) все время остается с носом. Тяготу интеллектуальных унижений с ним делят еще два персонажа — прикомандированная Интерполом блондинка (Мелани Лоран, звезда «Бесславных ублюдков» и любимица европейской публики) и профессиональный разоблачитель шарлатанов (Морган Фримен). Покровительствует же всадникам тщеславный миллионер (Майкл Кейн). Гоняются друг за другом герои по Лас-Вегасу, карнавальному Новому Орлеану и Нью-Йорку.
Главный фокус (а их здесь сотни) представления в том, каким образом режиссер Луи Летерье, снимающий фильмы эффектные, но тяжелые и неповоротливые («Халк», «Битва титанов», «Дэнни Цепной Пес»), умудрился так резко «похудеть».
«Иллюзия обмана» — кино, несмотря на обилие загадок, буйство спецэффектов и двухчасовой хронометраж, очень легкое и игривое.
Равняясь одновременно на «Счастливое число Слевина», «11/12/13 друзей Оушена» и «Иллюзиониста», фильм взял у предшественников вовсе не лучшее, но ровно то, что необходимо летнему блокбастеру.
Сюжет неоднократно переворачивается с ног на голову, но не слишком часто: у зрителя не должно быть мигреней.
Между героями намечаются какие-то некомедийные отношения, но их всегда вовремя перебивают колкой шуткой или очередной погоней. Восемь крупных звезд и как минимум две поменьше (рэпер Коммон и Майкл Келли из «Карточного домика») не путаются друг у друга под ногами. Получившийся у них ансамбль вполне мог бы тягаться с бандой того же Оушена или с «Мстителями». Тогда Марку Руффало пришлось бы выбирать, в какой он команде.
Фильмы о фокусниках и фильмы-фокусники — два совершенно разных жанра, и «Иллюзия обмана», к счастью, принадлежит ко второй категории.
Зрителя здесь изящно дурят без зазрения совести.
На «четырех всадников» работают и спецэффекты, и массовка, и монтаж. Разгадку главной интриги сначала предлагают открытым текстом, и от нее отказываешься, как от самой очевидной. Часть трюков нам объясняют устами Моргана Фримена, причем с такой снисходительной интонацией, что требовать раскрытия остальных секретов становится стыдно. На то и расчет: несмотря на консультации Дэвида Копперфильда, почти все волшебство фильма держится на компьютерной графике. Это, может быть, и нечестно, зато появляется желание отдать этим ловким и обаятельным мошенникам свои деньги еще несколько раз.