В воскресенье вечером в Санкт-Петербурге, в зимнем саду гостиницы «Астория» прошел финал 13-го сезона российской литературной премии «Национальный бестселлер». В этом году прямо перед объявлением короткого списка награда лишилась финансирования; ответственный секретарь «Нацбеста» Виктор Топоров назвал её состояние в тот момент «клинической смертью».
«Никто из нас не хотел заниматься фандрайзингом, — сказал он в начале церемонии. — Но неожиданно стали поступать предложения о спонсорстве. Мы получили возможность выбирать. И если раньше были такие мысли, что мы никому не нужны, то теперь мы поняли, что есть люди, заинтересованные в том, чтобы привить отечественным литературным нравам вакцину честности и талантливости».
Спонсоры всё же нашлись – ими стали телеканал «2х2» и кинокомпания «Централ Партнершип».
Выбирать лауреата должны были искусствовед Александр Боровский, украинский писатель и переводчик Сергей Жадан, философ и публицист Константин Крылов, вице-президент «Централ Партнершип» Злата Полищук, кинорежиссер-документалист Ника Стрижак и писатель, лауреат «Нацбеста-2012» за роман «Немцы» Александр Терехов. А гендиректор «2х2» Лев Макаров стал почетным председателем жюри – в обычных обстоятельствах его голос ничего не решает, он вмешивается только тогда, когда победителя не смогли выбрать остальные члены жюри.
В шорт-лист этого года попали Ильдар Абузяров (роман «Мутабор»), Евгений Водолазкин («Лавр»), Максим Кантор («Красный свет»), Софья Куприяшина («Видоискательница»), Ольга Погодина-Кузьмина («Власть мертвых») и автор по имени Фигль-Мигль («Волки и медведи»); наибольшее количество баллов было у Кантора и Водолазкина.
Но в финале за победу боролись Кантор и Фигль-Мигль: За Фигля-Мигля отдали свои голоса Жадан и Крылов, за Кантора проголосовали Боровский и Стрижак.
Решающим стал голос Макарова, который сказал, что будь он в жюри — отдал бы голос за «Видеоискательницу» Купряшиной. И назвал победителем «Нацбеста» Фигля-Мигля.
Роман-победитель «Волки и медведи» представлявший номинантов Артемий Троицкий описал как антиутопию, действие которой происходит в будущем, в городе Петербурге и отколовшихся от него районах – Финбан, Охта, Автово. «Нелегкое чтиво, но если осилите до конца – не пожалеете», — подытожил он.
Этого автора считали альтер эго писательницы Татьяны Москвиной, ответсека премии Виктора Топорова или кинокритика Михаила Трофименкова; его инкогнито за все годы творчества ни разу не нарушалось — в прошлом году, например, он на сцену так и не вышел, хотя был в числе номинантов.
Сейчас пришлось – и Фиглем-Миглем оказалась женщина средних лет на высоких каблуках, в огромных черных очках и зеленом платье.
«Вы Фигль-Мигль? – спросил у нее Троицкий. — А можете раскрыть настоящее имя? Нет? Ну, пусть останется Фигль-Мигль!»
«Служу отечеству!» — неожиданно воскликнула победительница. Она сообщила, что составила список эпитетов имени «Фигль-Мигль», которые употребляют критики — «дурацкий», «идиотский», «заведомо анекдотичный», «ядовито-разухабистый», «ернический», «нарочитый».
«Спасибо всем! Продолжайте!» — заключила она.
У лауреата «Нацбеста» оказался сложный характер. Она отказалась от общения с журналистами, но на несколько вопросов всё же ответила. Рассказала, например, что не выходит на публику, пообещала в следующий раз прийти с охраной и заявила, что раскрыть псевдоним ей мешает «природная извращенность».
Впрочем, на этот раз Фигль-Мигль выходила на сцену зря. Она спросила организаторов премии: «Где мои деньги?», а те пояснили, что по условиям победитель-2013 получит призовой фонд — 250 тысяч рублей — только в следующем году.
Виктор Топоров рассказал «Газете.Ru», что знает настоящее имя и фамилию девушки, но раскрывать их не будет — по ее просьбе.
«Если человек шифруется, то зачем рассказывать. Пишет она давно под этим именем, — сказал Топоров. — Печаталась в журналах «Звезда», «Нева». В 2002 году пришла ко мне в издательство «Лимбус». Я не знаю, почему она отказывается от общения с прессой. Может быть, гордость, ранимость, нежелание в своем кругу засветиться. Она филолог по образованию. Это видно по ее прозе. Мой прогноз был другим. Наверное, он повлиял на жюри. Не захотели голосовать за заведомых фаворитов – Кантора и Водолазкина».