Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Музыкант вообще не должен ничего бояться»

Гитарист-виртуоз Стив Вай рассказал «Газете.Ru» о концертах в Москве и Петербурге, первых опытах сочинительствах и отношении к дабстепу

В Россию приезжает Стив Вай, один из признанных виртуозов электрогитары, которому когда-то дал путёвку в жизнь сам Фрэнк Заппа. Перед концертами Стив Вай рассказал «Газете.Ru» о своих оркестровых концертах в Москве и Петербурге, первых опытах сочинительствах и отношении к дабстепу. Подобно Заппе, Вай не зацикливается на сочинении одной лишь гитарной музыки – в последнее время он много работает с оркестром, частично аранжируя для большого состава свои старые хиты, а частично сочиняя новый материал. Именно с оркестром под названием Evolution Tempo Orchestra он будет выступать 6 июня в Москве и 8 июня в Санкт-Петербурге.

Подобно Заппе, Вай не зацикливается на сочинении одной лишь гитарной музыки – в последнее время он много работает с оркестром, частично аранжируя для большого состава свои старые хиты, а частично сочиняя новый материал. Именно с оркестром под названием Evolution Tempo Orchestra он будет выступать 6 июня в Москве и 8 июня в Санкт-Петербурге.

— Говорят, вы сочиняли оркестровую музыку с 14 лет. Это правда?

— Да, пожалуй, даже раньше начал. Но свою первую полноценную оркестровую работу я действительно написал в 14. Она называлась «Тёплый ветер из округа Ориндж».

— А записи сохранились или хотя бы ноты? Может быть, рано или поздно она будет опубликована на каком-нибудь архивном сборнике?

— Записей нет, но ноты существуют – и я думаю, что когда-нибудь я к ней вернусь.

— Что вообще даёт вам работа с оркестром? Рок-музыка ведь тоже не чужда пышности и пафоса, особенно хард-рок и прогрессив…

— Но это же совсем другая пышность – электрическая! А если объединить пафос рока с пафосом оркестровой музыки, то есть риск, что вся наша планета взорвётся и превратится в чёрную дыру!

— Заманчивая перспектива. Как бы там ни было, вы всё же пока больше известны не как сочинитель оркестровых партитур, а как гитарист-виртуоз. Расскажите, что входит в это понятие. Наверняка ведь не только скорость игры, как многие считают?

— Если честно, для того чтобы считаться гитаристом-виртуозом, нужна самая малость – чтобы тебя таковым признали.

— Ну а всё-таки, за счёт чего тебя могут таковым признать? Вот вы, например, одно время предлагали слушателям на концертах передавать вам принесённые из дома нотные записи – а вы бы их с листа играли. Это что значит? Что гитарист вашего уровня может действительно любое произведение исполнить с листа?

— Нет, гитара – очень сложный инструмент для того, чтобы играть с листа. Существует множество композиций, которые просто невозможно исполнить без подготовки. Однако к виртуозности это тоже не имеет особого отношения. Мне просто одно время нравилось бросать себе вызов таким образом. Пожалуй, самая сложная вещь, которую мне когда-либо приходилось играть с листа, – это «The Black Page» Фрэнка Заппы. Смертельный номер!

— Насколько важен для вас конкретный инструмент?

— Наверное, у всех это по-разному, но мне по-настоящему комфортно играть только на моей собственной гитаре. Дело в том, что мой стиль игры заточен именно под этот инструмент. Конечно, теоретически я, наверное, могу сыграть всё что угодно, если посвятить этому достаточное количество времени. Но, с другой стороны, это справедливо для любого человека и для любого занятия. Главное, чтобы было время и желание. Точнее, даже не так: главное, чтобы было желание. А если оно есть, то и время найдётся.

— А конкретные бренды электрогитар, ассоциируемые с тем или иным исполнителем, – это вопрос рекламных контрактов или дело в том, что звук инструмента отвечает запросам музыканта?

— Я в 90% случаев играю на моём родном Ibanez Jem – именно потому, что его звук, форма, да и всё на свете подходит мне лучше всего. Я сам его, можно сказать, сконструировал уже почти тридцать лет назад – и ни разу не испытывал желания его сменить. Мне кажется, он даже внешне на меня похож!

— К вопросу о стиле игры: ваш-то сложился уже давно, а сейчас можно вообще придумать новую манеру игры на гитаре или «все места уже заняты»?

— О, безусловно. Я думаю, вариантов игры на гитаре может быть бесконечное множество: это колодец без дна. Просто нужно мыслить самостоятельно, а не считать, что играть надо только вот так и вот эдак, потому что все вокруг так делают.

— Не приходилось ли вам на протяжении карьеры одёргивать себя, чтобы невзначай не начать сочинять «музыку для гитаристов», в которой во главу угла ставилась бы техническая сложность?

— Нет, у меня всё-таки во главу угла всегда ставилась яркая мелодическая идея, с которой начинается любой трек. Это даже не обязательно должен быть гитарный рифф – иногда гитара вообще не участвует в деле, так что некоторые мои композиции уж точно не могут называться «музыкой для гитаристов»! Хотя большинство я всё же, конечно, сочиняю на гитаре, но не боюсь пробовать и что-нибудь другое. Музыкант вообще не должен ничего бояться, иначе он ограничит себя в творческом развитии.

— В связи с вашим турне с Evolution Tempo Orchestra то и дело всплывает имя Стравинского. Неужели вы играете в том числе обработки его произведений?

— Нет, до этого пока не дошло… Но это, безусловно, один из главных моих источников вдохновения в пространстве классической музыки. Он, а ещё Лучано Берио, Эллиот Картер, Дьёрдь Лигети, Малер, Варезе, Равель…

— Если говорить об источниках вдохновения, я недавно наткнулся на список ваших любимых альбомов. Там много понятных позиций – Led Zeppelin, Хендрикс, Заппа, но есть и неожиданности, например сочинитель дабстепа Скриллекс. Он недавно записывался с музыкантами The Doors – может, и со Стивом Ваем сложится тандем? Вас как музыканта дабстеп не привлекает?

— Честно говоря, я не большой поклонник модной музыки, да и вообще любой музыки, которая может быть чётко привязана к какому-либо популярному жанру. Мне кажется, Скриллекс – талантливый музыкант, и из нашего сотрудничества, возможно, могло бы выйти что-то интересное, но я положусь на волю судьбы и не буду это сотрудничество инициировать. Что касается дабстепа – нет, вы его в моей музыке никогда не услышите: это слишком тривиально. Зато вы всегда услышите в ней красивые мелодии – вот то, что я люблю.

Новости и материалы
Тиньков остался должен российскому суду миллионы рублей
В Пентагоне допустили прямое вовлечение третьих стран в конфликт на Украине
Экс-депутат из Нидерландов заявил, что ЕС не компенсирует помощь Украине при победе Трампа
Небензя заявил, что США пытаются убедить мир в недопустимости оказания помощи России
В Таиланде подтвердили решимость королевства стать членом БРИКС
Стало известно, на какие занятия детей россияне тратят деньги
На Камчатке смогли остановить птичий грипп на птицефабрике
В России начали разработку национального калькулятора биологического возраста
Эксперты подсчитали, на что россияне тратят больше всего денег
Су-34 уничтожил опорный пункт противника
В промышленном центре Сибири ввели туристический налог
Врач назвала сжигающий жир овощ
Starbucks решила отказаться от платы за популярную добавку
Нейросети придумали оригинальный метод изучения языков
Врач назвала самые полезные гарниры
Россиян предупредили о подорожании блюд для новогоднего стола
Основатель TikTok стал самым богатым человеком Китая
В России будут по-новому компенсировать льготникам расходы на ЖКУ
Все новости