В Швеции завершился 58-й музыкальный конкурс «Евровидение». Победила на нем датчанка Эммили де Форест, исполнившая песню «Only Teardrops» и набравшая 281 балл - почти на 50 больше, чем занявший второе место представитель Азербайджана Фарид Мамедов.
Российская певица Дина Гарипова добралась лишь до пятого места, уступив также украинке Злате Огневич и норвежке Маргарет Бергер.
«Неинтересно, когда выигрывают букмекеры», — написала по следам конкурса в своем фейсбук главный редактор сайта Zvuki.ru Соня Соколова. И действительно, представительница России заняла ровно то место, на которое ее ставили брокеры европейских контор по приему ставок; столь же очевидной была для них и победа представительницы Дании.
Еще недавно о «Евровидении» говорили как о триумфе усредненного вкуса и «чемпионате Европы по поп-музыке». Доля правды в этом была огромна - ведь даже выставляя оценки, «глашатаи» всегда называют страну, а не имя исполнителя.
Но было бы странно не замечать попыток конкурса отойти от самозамкнутости в рамках поп-индустрии;
та же система полуфиналов появилась не только для того, чтобы лишний раз собирать еврозрителей у экранов, но и для того, чтобы давать шанс исполнителям и странам начать с нуля. Меняется и зритель в своих предпочтениях — достаточно вспомнить победу сербки Марию Шерифович в 2007. Или смешных металлистов из финских Lordi годом раньше.
Что-то нестандартное регулярно прорывается наверх очередного ежегодного рейтинга. Конечно, не на первые места — хотя случается и такое, вспомните второе место прошлогодних «Бурановских бабушек», — но в первую десятку.
В этом году такими «нестандартными» для «Евровидения» оказались сразу несколько исполнителей. Конечно, это представитель Мальты Джанлука Беззина, который привез привез в Швецию «Tomorrow» — песню милую, но далекую от принятого на конкурсе по умолчанию формата евробаллады. Да и сам он настолько ей не соответствовал, что можно было лишь посоветовать островному государству на будущее тщательней отбирать исполнителя — с отбором композиции они справились неплохо. Но несмотря на это, за Мальту отдали 120 баллов и Беззина занял восьмое место — не самый худший результат для врача, не бросившего детскую привычку петь.
Тем не менее, за сотню очков перевалили и оценки песни Birds, с которой приехала на конкурс певица Анук.
Представляя Нидерланды, она отказалась от каких-либо сценических кунштюков, и вместе с тремя одетыми в черное бэк-вокалистками исполнила композицию собственного сочинения, которая могла бы спокойно очутиться в репертуаре, например, Регины Спектор или Фионы Эппл.
Любопытно, что на фоне такого обилия «нестандартных» — и понравившихся публике — номеров лесбийский поцелуй в финале песни финской певицы Кристы Сиегфридс оказался проигнорированным и зрителями, и национальными жюри — она набрала скромные 13 баллов и заняла третье место с конца. А ведь когда-то даже демонстрация гетеросексуальных отношений во время трансляции конкурса вызывала скандал, а всего 10 лет назад нашим девушкам из «Тату» организаторы прямо запретили делать на сцене то, что сделала финская исполнительница. Откликнулся на инициативу Сиегфридс лишь депутат петербургского ЗАКСа Виталий Милонов — в свойственной ему духе, но, правда, пока лишь в своем твиттере http://www.gazeta.ru/politics/news/2013/05/19/n_2918925.shtml
Пятое место Дины Гариповой встроилось в интересную тенденцию - почти все страны, которые вместо ставки на национальных авторов и мелодии обратились к «именитым европейским композиторам и продюсерам», показали вовсе не тот результат, на который рассчитывали.
Характерным примером такого подхода может быть Грузия, чьи представители Софо Геловани и Нодико Татишвили предпочли национальным напевам некую усредненную евро-балладу от авторов прошлогодней шведской «Euphoria». И в итоге добрались лишь до 15 места — причем во многом лишь благодаря «добрососедскому» голосованию.
Так случилось и с Россией.
Если устроить зрителям Европы «слепое прослушивание» (какому наша певица подверглась в отборочном туре шоу «Голос»), они ни за что бы не угадали, какую страну представляет Дина Гарипова. Безликая композиция, над которой, по выражению Дмитрия Коннова, главы Universal Music Россия, «колдовали» еще незадолго до командировки Гариповой в Швецию, принесла пятое место. Вполне достойное, если разобраться — не очень далеко от лидеров и практически рядом с занявшей четвертое место убедительнейшей норвежкой (разница составила лишь 17 баллов — два удачных голосования)
И заслуга только Гариповой, что проигрыш оказался нестыдным — её вокальные и артистические возможности на несколько порядков превосходят то, чего потребовала от нее песня.
«Первый канал» можно поздравить с эффектным выстрелом из российской пушки по европейским воробьям.
Впрочем, представители шоу-бизнеса никогда и не скрывали, что главное для продюсеров и их подопечных не победа, а участие. И не зал с вопящими зрителями, не многомиллионная армия телезрителей определяют истинный итог «Евровидения», а скромные помещения за кулисами.
«Евровидение» - своего рода промышленная ярмарка поп-музыкальной индустрии, где встречаются антрепренеры и промоутеры со всей Европы и заключают протоколы о чрезвычайно выгодных намерениях.
Первые места в этом деле здорово помогают, но не являются обязательными. Так, например, после командировки «Мумий-тролля» в 2001 году менеджмент группы, занявшей тогда 12 место, признавался, что реальным результатом поездки стал большой европейский тур команды Ильи Лагутенко. А про наших же «Бурановских бабушек» можно без преувеличения сказать - после конкурса 2012 года про них узнал весь мир. Жаль только, что благодаря совершенно китчевой композиции — на фолк-фестивалях в Перми и Ижевске «Бабушки» поют совершенно другие, настоящие народные песни.
Неплохую международную карьеру можно пообещать и Дине Гариповой — если, конечно, она сама и ее лейбл Universal Music Russia впридачу к хорошему голосу поохотятся еще и на хорошие песни.