Объявлена программа 24-го открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» — главного смотра отечественных фильмов, ежегодно проходящего в Сочи. Откроется «Кинотавр» новым фильмом Станислава Говорухина «Weekend» с участием Виктора Сухорукова, Максима Матвеева и Екатерины Гусевой.
Всего в основном конкурсе 12 картин.
Две из них — экранизации, и обе связаны с конкретными местами на карте России. Александр Велединский («Русское» по прозе Эдуарда Лимонова и «Живой» с Андреем Чадовым про посмертную жизнь убитого на Чеченской войне солдата) представит киноверсию книги «Географ глобус пропил» прозаика и страстного популяризатора культурного наследия Пермского края Алексея Иванова, с Константином Хабенским в главной роли. «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко — собрание фантазий на темы фольклора, традиций и жизненного уклада одной из народностей, населяющей республику Марий Эл. Это вторая подряд совместная работа режиссера и писателя Дениса Осокина; экранизация повести «Овсянки» три года назад принесла им приз Венецианского кинофестиваля.
Другие известные имена можно счесть неожиданными, кроме разве что Виталия Манского:
документалист участвует с неигровым фильмом «Труба» о людях, которые живут вдоль газовой магистрали, идущей от Уренгоя на запад страны и приносящей российской госказне основной доход.
Один из самых известных режиссеров Таджикистана Бахтияр Худойназаров покажет свою картину «В ожидании моря» с Егором Бероевым в главной роли — это вторая часть задуманной автором трилогии о Евразии, первой была картина «Лунный папа» с Чулпан Хаматовой (1999).
Некоторые участники конкурса уже побывали на европейских киносмотрах или приглашены туда. «Майор» Юрия Быкова участвует в «Неделе критики» 66-го Каннского кинофестиваля; в официальную программу этого же смотра автоматически попал полнометражный дебют Таисии Игуменцевой «Отдать концы»: ее короткометражка «Дорога на» победила год назад в программе Cinéfondation. В конкурсе Роттердамского кинофестиваля участвовали «Разносчик» Андрея Стемпковского и «Стыд» Юсупа Разыкова, кинематографиста из Узбекистана.
Отчасти дефицитом авторских лент объясняется то, что в основной программе «Кинотавра» традиционно много дебютантов:
режиссер и продюсер Ирина Волкова представит «Диалоги» с участием Владимира Меньшова и Евгения Стычкина, Дмитрий Тюрин — «Жажду» о ветеране второй чеченской войны, Максим Панфилов — поствоенную историю «Иван, сын Амира».
Жанр фильма «Интимные места» его авторы, Наталья Меркулова с Алексеем Чуповым, определяют как эротическую драму.
Судить фильмы основного конкурса будет жюри под председательством режиссера и сценариста Александра Митты; на открытии фестиваля он получит специальный приз за вклад в кинематограф. Также в жюри вошли режиссер Любовь Аркус, композитор Юрий Потеенко, продюсер Сергей Мелькумов, кинокритик Антон Долин, актеры Анатолий Белый и Виктория Толстоганова.
Кроме того, на киносмотре пройдет параллельный конкурс «Кинотавр. Короткий метр», в котором будут показаны картины Тимофея Жалнина, Алексея Смирнова, Григория Добрыгина, Дмитрия Корабельникова, Ильи Учителя и других молодых режиссеров; всего в этом конкурсе примут участие 20 картин. Судить это состязание будет отдельное жюри под председательством Бориса Хлебникова, в которое вошли кинокритик Мария Кувшинова, продюсеры Екатерина Филиппова и Петр Ануров, а также композитор Леонид Десятников.
На площади у сочинского Зимнего театра будут показывать фильмы внеконкурсной программы «Кино на площади». Как и в прошлые годы, она состоит из кассовых отечественных фильмов года. Среди них недавние хиты «Легенда № 17» Николая Лебедева, байопик советского хоккеиста Валерия Харламова, чемпион российского бокс-офиса «ДухLess» Романа Прыгунова по книге Сергея Минаева и «Метро» Антона Мегердичева. Все они примут участие в зрительском конкурсе и будут состязаться за симпатии сочинцев и гостей киносмотра.
Организаторы «Кинотавра» всегда апеллировали к тому, что программа этого смотра является отражением текущего состояния российского кино. Когда два года назад в конкурс попали не типичные для этого фестиваля жанровые картины, речь зашла о движении в сторону качественного зрительского кино (на поверку оно оказалось не слишком обнадеживающим). В прошлом году было интересно наблюдать за соперничеством новых работ лауреатов последних лет, таких как Борис Хлебников, Василий Сигарев и Алексей Мизгирев — все они являются яркими представителями того кино, которое с этим фестивалем ассоциируется. В этом году за лауреатов прошлого отвечает Бахтияр Худойназаров, но его «Лунный папа» победил 13 лет назад, и чего ждать от режиссера, фильм которого представляется своего рода приветом из прошлого века, не вполне понятно. Таким же загадочным представляется и конкурс в целом.