Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Алиса в Стране Советов

Открылась выставка работ легендарной художницы Алисы Порет — музы обэриутов, ученицы Павла Филонова, подруги Даниила Хармса

В московской Галеев-галерее открыта выставка оригинальной художницы Алисы Порет — музы обэриутов, ученицы Павла Филонова, подруги Даниила Хармса, пришедшей от «аналитического искусства» к ироничному неопримитивизму

Людям, привыкшим безоговорочно доверять давнишним мемуарам, письмам и дневниковым записям, надо бы существенно перенастроить свое восприятие подобных источников, когда речь заходит о довоенном ленинградском андерграунде. Не то чтобы его герои склонны были врать или шифроваться на каждом шагу — вовсе нет, однако там царила атмосфера игры и мистификации, проникавшая даже в самые интимные области отношений. В письменных свидетельствах той поры (или о той поре) границы между исповедальностью, розыгрышем, подсознательными фантазмами и намеренными искажениями фактов настолько размыты, что «объективная картина» вряд сложится и после сопоставления различных документов.

Допустим, вы захотите узнать, хотя бы из простого любопытства, как развивался в начале 1930-х роман между Даниилом Хармсом и Алисой Порет.

Казалось бы, сохранилась масса свидетельств на эту тему, включая собственноручные записи двух «влюбленных». Но даже само это слово приходится ставить сейчас в кавычки, поскольку из дневников, писем и мемуаров решительно нельзя понять, как все обстояло на самом деле. Очевидцы и участники тех событий постоянно противоречат друг другу, а то и самим себе; концы с концами никак не сходятся. В результате даже возникает сомнение: а был ли вообще какой-то роман, более или менее реальный, между людьми, общавшимися исключительно на «вы», — между Даниилом Ивановичем и Алисой Ивановной?

Скорее всего, был роман, но совместными усилиями всех к нему причастных превратился в псевдокументальный миф.

Пожалуй, в этой литературно-эпистолярной игре с обстоятельствами собственных биографий заключался особый шик, присущий кругу «чинарей», обэриутов, «детгизовцев».

Тоталитарной жести за окном противопоставлялся беспрерывный карнавал внутри маленького сообщества единомышленников.

Правила этой игры Алиса Порет приняла сразу и навсегда: даже в ее мемуарах, написанных в Москве много лет спустя после распада ленинградской компании, различимы былые нотки абсурдистской мистификации. Недаром Хармс в своем поэтическом посвящении наделил Порет качествами, которые едва ли были бы лестны «кисейной барышне», но весьма подходили для обэриутской музы:

«Она прекрасна, точно фея, она коварна пуще змея, она хитра, моя Алиса, хитрее Рейнеке-Лиса».

Разумеется, подразумевались «хитрость» и «коварство» как атрибуты богемной игры. В суровой советской действительности никаких особых благ для себя за счет «лисьей хитрости» Алиса Порет так и не извлекла.

Хотя на протяжении десятилетий она все-таки оставалась в обойме детских иллюстраторов, причем на ее счету были даже рисунки к первому изданию «Винни-Пуха» в культовом переводе Бориса Заходера. А до войны она сотрудничала с легендарным издательством Academia, и те ее работы по определению попадают в «золотой фонд».

На нынешней выставке можно увидеть ряд оригиналов книжных иллюстраций от Алисы Порет — они чрезвычайно любопытны.

И все же ее художественные амбиции, по большому счету, реализованы так и не были. А ведь пройдя ученичество у Петрова-Водкина в академии художеств и поступив в воспитанницы к другому гению, Павлу Филонову, она не могла не мечтать о грандиозном будущем. Однако время ярких карьер и утопических стремлений истаивало на глазах, сменяясь временем торжества посредственности. Алиса Порет предпочла существование вне соцреалистического мейнстрима, устроив для себя в некотором роде «пикник на обочине».

Можно даже допустить, что маргинальность своего положения она намеренно акцентировала манерой поздних работ. Если произведения ее филоновского периода полны пафоса «аналитического искусства» и прочих модернистских идеалов, если детские ее иллюстрации выглядят концептуальными и изысканными, то

в портретах 1940—1970-х годов проступает брутальный, почти наивный символизм — надо полагать, намеренный.

Словно она отучала себя от любых проявлений «хорошего вкуса», даже от тех, что ценились исключительно в интеллигентском слое общества. Со старательностью человека, будто бы далекого от утонченных представлений об изобразительной культуре, и

с безапелляционностью маляра 4-го разряда Алиса Ивановна создавала портреты своих друзей и знакомых, а также тех, кто были кумирами ее молодости, — Хлебникова, Филонова, Пикассо.

Эти работы кажутся странными, почти эпатажными в своем пренебрежении к рафинированному зрителю. А последний опус Порет, произведенный ею незадолго до смерти, называется «Ничто» и представляет собой комбинацию серо-буро-малиновых точек на картоне. Пожалуй, при желании здесь можно обнаружить что-то вроде сарказма в отношении филоновского «аналитического искусства». Авторский комментарий гласит:

«Это моя последняя работа, она помечена 80-м годом. Я почувствовала, что во мне всё закончилось, ничего больше нет, и написала это».

Куда уж драматичнее и экзистенциальнее, но вот ведь лезет в голову шальная мысль: а вдруг это было такое финальное явление «хитрости» и «коварства», присущих Рейнеке-Лису?

Новости и материалы
В США заявили о лицемерии Байдена и Блинкена на мировой арене
Усик отказался обсуждать судейство после победы над Фьюри
Британский аналитик оценил влияние слов Трампа на ситуацию на Украине
Риттер резко отреагировал на удар ВСУ по Казани
Россиянин отрезал себе пальцы болгаркой и едва не истек кровью на трассе
В МО РФ сообщили, сколько пусковых установок Patriot были уничтожены в ходе СВО
В Евросоюзе готовят санкции против России к 24 февраля 2025 года
Российская армия ведет бои за господствующие высоты на севере ДНР
США и Великобританию обвинили в нежелании договариваться с РФ
Названо место обнаружения самолета Ан-2, пропавшего в Камчатском крае
В Петербурге охранник больницы сломал пациенту ребра
Восемь украинских беспилотников сбили над Ростовской областью
В Москве задержали студента по подозрению в вербовке сторонников террористов
В Минтрансе РФ сообщили о планах реконструировать 56 аэродромов
На Западе оценили последствия ударов ВСУ по городам России
Основатель Pink Floyd призвал посадить Нетаньяху в тюрьму
Стало известно о подвиге российского бойца при освобождении Веселого Гая в ДНР
Трамп допустил возвращение Панамского канала во владение США
Все новости