Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Балетный класс вместо чтения классики

В Большом театре прошли гастроли Штутгартского балета: гости из Германии показали «Ромео и Джульетту» Прокофьева и гала-концерт

Штутгартский балет показал на сцене Большого театра спектакль «Ромео и Джульетта» на музыку Прокофьева, гала-концерт и преподал отечественным артистам урок обращения со школьной классикой.

Штутгартский балет не выступал в России с 1985 года. Выбор нынешней гастрольной афиши очевиден: первым делом труппа должна была представить спектакль Джона Крэнко, былого руководителя Штутгартского балета, при котором балетный театр Вюртемберга после исторического перерыва в два века восстановил художественное имя. Самые известные балеты Крэнко — «Укрощение строптивой» (спектакль некогда шел на сцене Большого театра), «Онегин» (в июле премьера в Большом) и «Ромео», первый полнометражный сюжетный спектакль, поставленный автором в Штутгарте и мало известный нашей публике.

Но после просмотра многие наверняка решили, что «Ромео» — зрелище довольно знакомое. И правильно: хореограф делал балет в начале 60-х, в период увлечения одноименным московским спектаклем Леонида Лавровского. Его «драмбалет» долго украшал афишу ГАБТа и стал известен на Западе после гастролей Большого театра в Лондоне в 1956 году. Образцовое произведение советского искусства поразило Европу «реалистическими» страстями и Улановой в главной роли. Юный Крэнко, получивший балетное образование в Англии, создал спектакль с благодарной оглядкой на Лавровского, при этом снабдив балет вполне оригинальными авторскими решениями.

В «драмбалете» главное — хорошо рассказать историю, а это Крэнко мог.

В Германии гордятся умением хореографа так вылепить пантомимные и танцевальные детали, что для понимания текста спектакля не нужно читать Шекспира.

Есть образцово классические, но чувственные дуэты главных героев с любовными обмороками и множеством детально разработанных дуэтных поз: выражение «носить возлюбленную на руках» исследовано до дна. Есть бойкий рынок с гусями, яблоками и корзинами, карнавал с шутами и характерный пляс горожан Вероны: в отличие от Джульетты на пуантах женщины танцуют в мягких тапочках. Церемониальные выходы веронской знати в роскошных черно-золотых одеждах.

Ночной балкон, на котором Ромео, стремясь к Джульетте, подтягивается, как на турнике. Задиристые конфликты кланов и хорошо поставленные бои на шпагах.

Однотонные задники с «ренессансными» арками или задники цветные, с природой Италии. Пышнотелая кормилица-хлопотунья, мрачно-заносчивый Тибальд и жизнерадостный остряк Меркуцио. Отец Лоренцо, с черепом в руках размышляющий о бренности. И склянка с сонным зельем, которую то картинно прижимают к груди, то с ужасом отбрасывают прочь.

Крэнко — толковый режиссер балетного действия. Клановые ссоры у него спонтанно рождаются из городского праздника, а на балу у Капулетти «грузные» танцы поколения отцов сменяются легкими танцами детей. Он довольно изобретателен по хореографической части, причем комбинации иные, чем в русском балете.
Крэнко искренен, но при этом вполне простодушен, что превращает спектакль в крайне общедоступное зрелище с уклоном для школьников.

Это не хорошо и не плохо. Это факт. Смотреть его «Ромео и Джульетту» взрослому — все равно что изучать Шекспира по книжке с картинками, которую читал подростком.

Впрочем, штутгартская труппа сумела сделать балет живым и теплым, танцуя весьма крепко и включившись в «драмбалетную» игру с нужной мерой погружения. По завету Крэнко, идеальный вариант — соединение нашей театральной традиции (но, как выразился немецкий критик, «очистив ее от устаревшего слащавого пафоса») и сдержанного английского стиля с добавлением не менее сдержанного немецкого театрального темперамента.

В спектакле и впрямь нет выпуклого советского драматизма и лозунговых обобщений, тут главенствует душевная интимность, что не отменяет сильного переживания.

Это и показали исполнители главных партий — Алисия Аматриан и Фридеман Фогель в первом составе, Мария Эйхвальд и Джейсон Рейли — во втором. Общий базис не мешал индивидуальной «надстройке»: Аматриан разыграла карту поначалу робеющей, но затем волевой и сильной духом аристократки, Эйхвальд сделала ставку на шаловливую полудетскую непосредственность, Фогель был чуть самодоволен, легок и смешлив, а более простой Ромео Джейсона Рейли чувствовал себя как рыба в воде среди веронских простолюдинов.

Бывший артист Большого театра Александр Зайцев в роли Меркуцио очень неплохо вертел двойные туры в воздухе.

Приятно смотреть, как мужчины немецкой труппы владеют дуэтным танцем — честно говоря, гораздо лучше, чем многие их коллеги в Большом. Гости легко, как перышко, поднимали балерин в многообразных поддержках Крэнко — и вниз головой, и на одной руке, и вдоль, и поперек по диагонали, и под мышкой с поворотом.

Последовавший за «Ромео» гала-концерт подтвердил, что школа при Штутгартском балете учит весьма толково, в том числе и неоклассике, и современному танцу. Программа, на 80 процентов составленная не из затасканных от чрезмерного употребления концертных номеров, доказала и то, что знаменитое Общество Новерра, названное в честь великого хореографа XVIII века, много работавшего в Штутгарте, по-прежнему плодотворно занимается важнейшим делом — создает в городе условия для рождения новых хореографов. Ведь местный балет знаменит и тем, что из его недр вышли великие мастера XX века — Килиан, Форсайт и Ноймайер. Теперь можно ждать многого от Демиса Вольпи (судя по эксцентричным «Маленьким чудовищам» на музыку Элвиса Пресли), от Марко Гёкке (прихотливо играющее суставами и мышцами тела мужское соло на композитора из рода Бахов) и от Дугласа Ли (дуэт на музыку Майкла Наймана). А как гости танцевали известные вещи Ханса ван Манена и Ицика Галили, Кристиана Шпука и Мауро Бигонзетти — у нас так при до сих пор факультативном обучении современным техникам танца смогут еще не скоро.

Новости и материалы
Телеведущий Куличков взялся за здоровье из-за жены: «Натыкала»
Маск одним словом отреагировал на новость о рождении у него 13-го ребенка
Ученые обнаружили грибы, способные разрушать пластик в океане
Еще одно землетрясение произошло у побережья Южных Курил
Нетаньяху призвал разоружить «Хезболлу»
Apple отложила дату выхода части нейросетевых функций
Глава МИД Франции прокомментировал позицию ЕС по территориальным уступкам Украины
Появилась карта интересующих Трампа ресурсов Украины
Названы три серьезных неисправности автомобилей LiXiang в России
Во Франции подтвердили, что Париж проведет саммит ЕС по безопасности
Путин наградил медалями Пушкина троих казахстанцев
Шторм выбросил на пляжи Кубани новые фракции мазута
Ученые выяснили, как долго длится «послевкусие» от секса
В Британии предсказали ухудшение позиций ВСУ к лету
Житель Белгородской области получил ранение в результате удара ВСУ по машине
Украинского баскетболиста сняли с поезда по пути в Латвию
Пятеро мигрантов изнасиловали школьницу в российском городе
Президент Финляндии прокомментировал проведение Мюнхенской конференции
Все новости