Фильм начинается с постельной сцены Чарли Шина и Линдси Лохан, в ходе которой скандальные звезды успевают пересказать все, что о них писали таблоиды в последние годы. Спустя пять относительно смешных минут герои вдруг гибнут, и еще через минуту становится ясно, что их появление было приманкой: никакого Голливуда, смеющегося над Голливудом, больше не будет. Будет пятая часть киносериала, основанного в 2000 году режиссером Киненом Айвори Уайансом и уже к четвертой серии, кажется, смертельно уставшего от самим собой производимого смеха.
В первой картине действительно очень смешно смешивались сюжеты «Крика», «Я знаю, что вы делали прошлым летом» и почти всех популярных фильмов ужасов за два предшествовавших десятилетия. К выходу пятой серии у пародийной франшизы появились конкуренты: три месяца назад в прокат вышел «Дом с паранормальными явлениями», но монстры-продюсеры Боб и Харви Вайнштейны из-за таких совпадений не расстраиваются. Хотя поводы для шуток в «Очень страшном кино-5», снятом режиссером Малькольмом Ди, примерно те же. Из драм и блокбастеров достается «Восстанию планеты обезьян», «Началу» и «Черному лебедю» (решились посмеяться спустя три-то года!). Из ужастиков – совсем свежим «Зловещим мертвецам», «Маме», «Астралу», «Паранормальным явлениям», «Синистеру» и «Хижине в лесу». Последняя – сама по себе пародия, причем остроумная, поэтому ей достается довольно мягко. Остальных не щадят, но получается скорее грубо, чем весело.
Точнее, так: «Очень страшное кино-5» заставляет смеяться, и часто, но приемы для этого используются те же, какие в плохих ужастиках заставляют бояться.
В этом смысле сатира ничем не лучше своих жертв: и те и другие работают с рефлексами.
В кадре время от времени появляются Майк Тайсон, Снуп Догг, футболист Терри Крюс, певец Ашер и целое созвездие подзабытых актеров, но ничего хорошего из этого не получается. Радости узнавания тоже нет — сплошная неловкость: непонятно, зачем нам знать, кто все эти люди. А если и знаем, то становится неловко: вроде серьезные господа, занятые, а пришли участвовать в затянувшейся хохме.
А вот Анна Фэрис, во многом прославившая благодаря первому фильму франшизы и честно служившая талисманом трем последующим частям, в списках не значится. Можно было бы поздравить самую веселую голливудскую блондинку с героическим прозрением, да вот беда:
от «Очень страшного кино-5» Фэрис отказалась в пользу «Диктатора» Саши Барона Коэна и дурацкого комедийного сборника «Муви 43».
Легко придумать кучу уважительных причин потратить на «Очень страшное кино-5» полтора часа в выходной день. Кто-то уговорит себя, что фильм — важное исследование американской (а значит, глобальной) массовой культуры. Кого-то интересуют механизмы работы комического: почему мы смеемся, когда на экране лупят младенцев (а мы, увы, смеемся)? Кто-то наивно полагает, что фильмы этой серии заставляют эволюционировать жанр ужастиков, выступая эдакими санитарами леса, ведущими охоту на клише и штампы.
Кто-то надеется, что франшиза рано или поздно начнет пародировать саму себя и из этого получится что-то по-настоящему интересное, с метафизикой и всем таким прочим.
Кому-то просто дорог каждый сеанс спиритической связи с Чарли Шинном, которого в последнее время на большом экране почти не увидишь, а тут он еще и в компании с Линдси Лохан. Но на Шина лучше смотреть в «Умопомрачительных фантазия Чарльза Свона-третьего», а на Шина вместе с Лохан – в хорошем сериале «Управление гневом».
А «Очень страшное кино-5» — просто трата времени. Но поскольку мы все достигли профессионализма в оправдании траты времени, то с прокатом у этого фильма все будет нормально.