Беспринципный бизнесмен в накрахмаленной рубашке и с небрежной щетиной Жан-Марк (Венсан Перес) решает перевести свое производство из французского Прованса в более гостеприимную по ценам Болгарию. На протяжении целого дня смолящий сигарету за сигаретой деляга ведет переговоры с русскими, а потом неплохо отдыхает вместе со своими партнерами и длинноногими блондинками в ночном клубе. Лишь на утро он вспоминает, что должен ехать на юг Франции на свадьбу своей 20-летней дочери, выходящей замуж за алжирца Халеда. В свое путешествие на «мощной лошадке» в 300 сил он берет друга своей дочери Сэба, сопливого хрупкого левака, успевает выслушать от него отповедь про заботу об окружающей среде и получить от него же в нос. Жан-Марк, конечно, встанет на путь исправления и заслужит прощение возмущенной молодежи —
пересядет на электромобиль, влюбится в дочь хозяина провансского заводика, бросит курить и с радостью расстанется с вредной работой.
«(Не)жданный принц» (в оригинале — «Un prince (presque) charmant», то есть «Почти прекрасный принц») — второй режиссерский опус актера Филиппа Леллуша и очередная незатейливая комедия в растянувшейся до бесконечности фильмографии Люка Бессона, выступившего здесь в качестве сценариста и продюсера. Не считая патриарха французского массового кино, в фильме задействованы аж две звезды — Венсан Перес, французский Хью Грант с амплуа прелестного ловеласа, и Ваина Джоканте, белокурая красавица, известная по роли Софи в «99 франков» Фредерика Бегбедера. Сюжет здесь, конечно, двигает романтическая интрига:
он и она, две противоположности, принц из грешноватого Парижа и кроткая, но гордая пастушка в коротком платьице, блюстительница моральной чистоты.
Но помимо этого торжества штампов в фильме есть куда более занимательные вещи, например, представления Люка Бессона, одного из самых популярных французских кинодеятелей, об идеальном обществе в идеальной стране.
Герои, увидев электромобиль Жана-Марка, постоянно удивленно причмокивают и узнают подробности эксплуатации. Разряжаясь в самом неподходящем моменте и месте, маленькая бесшумная машинка дает Жану-Марку и его Мари уникальную возможность познакомиться со своим народом, добрыми французскими фермерами и не менее гостеприимными французскими цыганами.
Работающая часть населения страны бастует — целеустремленно и без поблажек. На заправках работяги не наливают бензин в «мощную лошадку» — из чувства солидарности к митингующим
(тут зритель, видимо, должен осознать еще одно неоспоримое достоинство электромобиля в странах с активными профсоюзами и президентами-социалистами).
Друг дочери Сэб со скейтом за спиной на типичного капиталиста в исполнении Венсана Переса смотрит с презрением почти классовым. Ему так и хочется не ехать в Монако на свадьбу, а присоединиться к рабочим — ведь солидарность за деньги не купишь. Но, конечно, не присоединяется, а рассказывает циничному предпринимателю о свободных отношениях и драматических последствиях разводов для психики детей. Впрочем, циничного в небритом Жане-Марке не так уж и много — на его совести только курение, невнимательность к секретарше и не самый этичный бизнес.
Ну а Жан-Марк смотрит на свою страну несколько растерянно. Пока в Париже он занимался делами, молодежь вместе с крестьянами и рабочими захотели не денег, но воцарения дружелюбного социализма — пособий, неконкурентоспособных заводиков в Провансе, чистого воздуха и межнациональных браков.
«Я беременна», — сообщает Жан-Марку его дочь уже на свадьбе. «От кого?» — на всякий случай уточняет отец. «А это важно?» — напрягается дочь. «Конечно, нет», — примирительно улыбается Жан-Марк, побрякивая ключами от своего электромобиля. Впрочем, для исправления, по Люку Бессону, этого недостаточно: желанную Мари ему отдадут только после того, как он заверит, что уже расстался с работой. Видимо, исключительно из солидарности.