Новую (или Малую) сцену петербургской Александринки строили три года. Комплекс расположен в сквозных дворах квартала между набережной Фонтанки, улицей Зодчего Росси и площадью Островского. Само здание тоже сквозное, имеет два лестничных входа — с набережной Фонтанки и с площади Островского.
Планы по строительству второй сцены Александринки появились еще во времена СССР — правда, все соглашались, что сцена нужна, но денег не давали. Проектировка и подготовка к строительству начались только в 2008 году. Проект разработало архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», а над внутренним дизайном работали итальянские архитекторы из бюро Alvisi Kirimoto & Partners. Сначала планировалось, что здание будет шестиэтажным, однако контрольные органы заставили снизить высоту до трех этажей, чтобы сохранить панораму набережной Фонтанки и не заслонять от солнца соседние жилые дома.
Худрук театра Валерий Фокин на презентацию не пришел. Но замещавший его советник Александр Чепуров заверил, что
строительные работы завершены полностью и 15 мая в комплексе начнется седьмой фестиваль «Александринский».
Руководить программой Малой сцены в ближайшие месяцы будет Андрей Могучий — знаменитый режиссер-революционер, недавно назначенный худруком другого значимого петербургского театра, Большого драматического. «Классическая, традиционная форма БДТ и Александринского театра обязательно должна соединяться с безбашенным, непредсказуемым экспериментом, — заявил Могучий, рассказывая актерам о своем будущем совмещении этих двух должностей. — Там не будет репертуара , главная цель – новая режиссура, постановочная культура. Именно там Петербургу предстоит увидеть синтез традиций и эксперимента».
Новый комплекс Александринки включает три корпусных блока — саму сцену, медиацентр (он же интернет-театр) и учебный корпус. Площадь построенного комплекса составляет 10 тысяч кв. метров, а вместимость сцены-трансформера, репетиционных залов и медиаплощадки — 500 мест.
Строительство обошлось в 1,9 млрд рублей.
«18 млн рублей сэкономили, — гордо сказал директор театра Игорь Сегеди. — Нас проверяла Счетная палата — они были удивлены: заказчик впервые возвращает в бюджет деньги и строит по ценам 2009 года. Счетная палата аплодировала!»
Сцена Нового корпуса экспериментальная, на 300 зрительских мест, и может трансформироваться с помощью 12 подъемно-опускных столов, площадок и платформ. Помещение можно перестроить в арену, классический амфитеатр, пространство для дефиле.
«Валерий Фокин придумал эту сцену как эксперимент, чтобы работали молодые режиссеры, воплощали свои фантазии», — сказал заместитель худрука Григорий Попов.
Говоря о сцене с настоящими окнами, Попов вспомнил, как в 70-х годах Юрий Любимов ставил на Таганке «Трех сестер»: «В какой-то момент опускалась задняя стена и в театральное пространство включалась Таганская площадь — троллейбусы, машины, люди. Это было эмоционально сильным ходом».
Архитектор Новой сцены Юрий Земцов рассказал, что сцену огораживают отреставрированные кирпичные стены склада-мастерских Александринки конца XIX века; эти стены можно было бы снести: мастерские не были памятником культуры. Но Фокин и его соратники решили, что правильнее будет их сохранить, чтобы «в старых стенах появилась новая жизнь, новейшие театральные и медиатехнологии».
«Это ювелирная работа по соединению старого и нового здания. Самое главное, тьфу-тьфу-тьфу, ничего не треснуло, нет, жители соседних домов сильно не жаловались на строительство…», — рассказывал Земцов перед началом презентации.
Представитель строительной организации Дмитрий Точеных сообщил, что все-таки не все жильцы остались довольны. «Не скрываем, что где-то появились трещины в подъездах, — рассказал он. — Мы прошли практически все квартиры, составили перечень претензий жильцов. Любые обращения граждан не останутся без внимания — будет плановый ремонт».