В «оливертвистовском» приюте старая мышь страшит юных воспитанниц подробностями пробуждения медведей от зимней спячки: мол, встанет такой ото сна, голодный и злой, ищет, чем поживиться,
и более всего по вкусу ему маленькие мышки, которых он ест живьем.
Все дрожат, и только Селестина (в российском прокате приобретшая голос Татьяны Лазаревой) сомневается в правдивости образа «большого страшного медведя». Вскоре ей предстоит встретить Эрнеста (голос Алексея Пушного):
бурый вольный художник живет в домике на природе, как раз проснулся от спячки и отправился в поисках пропитания в город.
Там его ожидают равнодушные жители, неприятности с полицией, роковое знакомство с мышкой и гнев местных лавочников.
Сделанный не в 3D полнометражный мультфильм редок настолько, что впору заносить рисованную анимацию в какую-нибудь красную книгу и выделять ей квоты. Особые преференции должны оказываться тем, кто, как создатели «Эрнеста и Селестины», берется за живые краски. Обобщения — дурной тон, но от
одного такого произведения в прокате будет больше пользы детям, чем от предлагаемой некоторыми чиновниками протекции отечественных фильмов.
История дружбы мышки и медведя не только вдохновенно нарисована, но и здорово написана, по крайней мере без следа приторности, которая отличает многие проекты для детей. За сценарий отвечал известный французский писатель Даниэль Пеннак, максимально далекий от сюсюкающей манеры обращения к юной аудитории: он автор язвительных детективных романов про семейство Малассенов и пронзительных детских повестей «Собака Пёс» и «Глаз волка».
Историю знакомства героев популярных книг писательницы Габриэль Венсан Пеннак закрутил вокруг стоматологии. В населенном медведями городе полиция гоняет героя-клошара, а буржуа держат лавки:
папа семейства торгует шоколадными конфетами, карамельками, зефиром и ирисками — напротив мама продает зубы тем, кто слишком налегал на сладости.
Собственному отпрыску, разумеется, есть папины товары строжайше запрещено.
Под землей же скрывается мышиный город-двойник, с собственными полицией и зубоврачебной практикой. Вернее, не практикой даже, а настоящим культом дантиста. Селестина готовится к освоению этой почетной среди грызунов профессии и, как ее сверстницы, должна приносить из верхнего города в нижний ценнейшее сырье — медвежьи зубы. Помогает добытчикам то, что роль зубной феи в медвежьей мифологии отведена как раз мышам.
Невозможная по законам этого мира пара героев оказывается то Бонни и Клайдом, то Леоном и Матильдой (если поискать более точную и французскую аналогию) с поправкой на бескровность их «преступлений» против двух равно пораженных стереотипами обществ.
Родителям, решающим, куда повести детей, пугаться аналогий не стоит:
самое криминальное, что происходит на экране, — это нападение голодного медведя на конфетный склад.
Переносившие на экран суету вокруг зубов и сладостей Венсан Патар и Стефан Обье известны диковатым франко-бельгийским мультсериалом «Паника в деревне». В нем игрушечные ковбой, индеец и лошадь доводили друг друга, прочих жителей пластилиновых окрестностей, а заодно и зрителей до истерик. В 2009-м дуэт создал полнометражную версию злоключений троицы, а под американским именем «Городок Паника» сериал соседствовал с «Поллитровой мышью» и «Временем приключений» на канале «2x2».
Опасаться их прошлого стоит не больше, чем вышеприведенных аналогий. Соавторы сменили тональность на более лирическую и позвали третьим Бенжамена Реннера, чью четырехминутную «Историю мыши» — «La Queue de la Souris» — по мотивам басни Эзопа «Лев и мышь» показывали у нас в рамках Большого фестиваля мультфильмов. Получился идеальный акварельный привет из детства, которое, как выясняется, не осталось в рисуемом воображением прошлом, а вполне живо где-то рядом.