В пятницу в Каменноостровском театре Санкт-Петербурга прошел сбор труппы Большого драматического театра имени Товстоногова, на котором было объявлено имя нового руководителя БДТ. Им стал режиссер Андрей Могучий.
«Кандидатура Андрея Могучего согласована с художественным советом театра», — буднично представил нового руководителя министр культуры Владимир Мединский.
Прежний худрук БДТ Темур Чхеидзе в конце февраля 2013 года подал заявление об отставке, хотя его контракт с Минкультом был действителен до 2015 года. Чхеидзе заявил, что не стоит искать какой-либо подоплеки в его решении: уйти из театра и переехать на родину, в Грузию, он планировал давно.
В марте кандидатура Могучего на должность худрука БДТ активно обсуждалась в прессе. Помимо него также называли и других возможных претендентов — Льва Додина, Валерия Фокина, Олега Басилашвили, Константина Хабенского, Александра Галибина, Василия Бархатова и даже Жерара Депардье. Почему на должность художественного руководителя был выбран именно Могучий, точно не знает никто, однако присутствие во время объявления имени нового худрука управделами президента Владимира Кожина, по совместительству председателя попечительского совета БДТ, говорит о том, что решение принималось на самом высоком уровне. Как сообщил «Газете.Ru» один из сотрудников БДТ, актеры хотели избрать руководителем Олега Басилашвили, но Минкультуры это мнение игнорировал. Другие источники в театре рассказали, что Басилашвили во время консультаций выступил с предложением превратить БДТ в площадку для «резиденций» — для молодых режиссеров.
Однако труппа потребовала, чтобы творческое руководство было сосредоточено в одних руках.
После объявления имени нового худрука министр культуры выразил благодарность худруку уходящему: Мединский поблагодарил Чхеидзе за его работу и вручил режиссеру серебряный знак — «высшую ведомственную награду в России за вклад в культуру под номером 26». Труппа несколько минут аплодировала стоя.
Об опасениях труппы рассказал член художественного совета театра актер Олег Басилашвили.
«Вот сидит труппа БДТ и новый наш режиссер Могучий. Хорошая, кстати, фамилия, — сказал он. — Нас обуревают разные чувства – тревоги, страха, надежды, грусти, радости, что начинается другая для нас жизнь.
Каждый из нас сделает все возможное, чтобы мы слились с новым руководителем в одно целое. Здесь каждый хочет работать, зубами выгрызать, чтобы исполнить роль на высочайшем уровне. Помогите нам, и каждый из нас поможет вам. Мы начинаем новый этап — дай бог, чтобы он был счастливым»
Басилашвили намекнул, что Могучему не стоит слишком круто браться за дело: «Надо ориентироваться на то, что эта труппа воспитана в традициях русского реалистичного театра Товстоноговым и затем Чхеидзе».
Новый художественный руководитель выступил не сразу. Сначала он скромно сидел в первом ряду и лишь затем вышел на сцену. Было видно, что Могучий чувствует себя стесненным. Актеры встретили его сдержанно, а начал Могучий с того, что возглавить БДТ — «большая честь и стресс». «Решение принималось с экстрабыстрой скоростью – я решил рискнуть, — сказал худрук. — До этого дня много в прессу попало информации, что я буду назначен, хотя мы договорились молчать. Была информация, что будут быстрые и кровавые перемены. Хочу уверить: этого не будет.
Все будет медленно и не больно».
Худрук сказал, что по крайней мере до мая, пока не откроется вторая сцена Александринского (получившая название Экспериментального центра), ему придется работать на два театра. Об этом он договорился с Валерием Фокиным.
По словам Могучего, он хочет использовать новый комплекс как площадку для двух театров, БДТ и Александринки. Там не будет репертуара , главная цель – новая режиссура, постановочная культура. Именно там Петербургу предстоит увидеть синтез традиций и эксперимента, а основную сцену БДТ пока трогать не будут.
«Классическая, традиционная форма БДТ и Александринского театра обязательно должна соединяться с безбашенным, непредсказуемым экспериментом, — заявил Могучий, — но основная сцена и основной репертуар требуют особого внимания и деликатности».
Общаться с прессой Могучий категорически отказался. Все знаменитости театра также не сочли нужным высказаться по поводу перемен в театре. Из старой гвардии согласился пообщаться актер Георгий Штиль.
«Есть ощущение, что начинается новый этап. Новый режиссер приходит — дай бог, чтобы это было на пользу людям, чтобы зрителю нравилось, для этого мы и делаем спектакли», — сказал артист «Газете.Ru». Штиль считает, что единая сцена для БДТ и Александринки станет «соревнованием двух школ в хорошем смысле», но менять что-либо в БДТ надо осторожно, с оглядкой на традиции.
Могучий — петербуржец, ему 51 год, неоднократный лауреат премии «Золотая маска», кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Об Андрее Могучем заговорили в начале 90-х, когда появился созданный им Формальный театр, объединивший вокруг себя молодых актеров, музыкантов, художников, ищущих новые формы искусства.
Первой известной работой Могучего стала постановка пьесы «Лысая певица» Эжена Ионеско. С Формальным театром режиссер объездил всю Европу, участвовал в фестивалях десятка стран, после чего поставил несколько спектаклей в «Балтийском доме», синтезируя современное и традиционное искусство. За «Школу дураков» Могучий получил главную театральную премию Петербурга «Золотой софит» и Гран-при Эдинбургского фестиваля. В 2004 году стал режиссером-постановщиком Александринского театра. Здесь Могучий прославился пьесой «Петербург» по произведению Андрея Белого. Этот спектакль играли в белые ночи во дворе и в музейных залах Михайловского замка: Могучему свойственны эксперименты, пространственно расширяющие театральную сцену («Лысую певицу» он показал зрителям в спальном районе Ленинграда, на фоне реальных новостроек, а «Бориса Годунова» — на Соборной площади Кремля). На большой сцене Александринки режиссер поставил спектакли «Иваны», «Изотов», «Счастье». Молодежь и артисты старшего поколения играли в них бок о бок.
«Могучий делает технологически и визуально сложные постановки, близкие к направлению, называемому «театр художника», — говорит театральный критик Николай Берман, — в его последних вещах он работает с видеопроекцией на невиданном прежде уровне».
Андрею Могучему предстоит подготовить театр к возвращению в капитально отреставрированное здание БДТ на набережной Фонтанки (планируется, что реконструкция завершится осенью).
Сейчас коллектив Большого драматического выступает на сценах Каменноостровского театра и ДК им. Горького.
Отметим, что, по слухам, Могучий согласился возглавить БДТ только при условии, что Минкульт предоставит ему абсолютную административную и творческую власть, в частности право самолично формировать труппу.
Последний раз таким полновластным хозяином БДТ был Георгий Товстоногов.
«Когда самого Товстоногова назначали в БДТ, а Любимова — на Таганку, это, видимо, выглядело не менее революционно», — сказал Берман, добавив, что считает Могучего сильным лидером, который наверняка завоюет уважение артистов театра и будет способен противостоять консерваторам внутри труппы, считающим себя хранителями «наследия великого Товстоногова».
Примечательно, что в нынешней труппе БДТ много актеров, работавших с Товстоноговым. Это народные артисты СССР Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих, народные артисты России Светлана Крючкова, Георгий Штиль, Геннадий Богачев, Леонид Неведомский, заслуженный артист России Сергей Лосев. Как они примут нового худрука — пока неясно. Например, в кулуарах театра корреспондент «Газеты.Ru» случайно подслушал и такое мнение:
«Могучий — это же театр абсурда, у него по сцене будут вверх ногами ходить голые люди, а в публику будут стрелять бумажными шариками из резиновых пулеметов. Вы в таком спектакле Басилашвили или Крючкову видите?»