В маленьком городке Соммертон на границе США и Мексики начинают скапливаться неприятные личности. Похожий на Леонида Ярмольника мужчина (Петер Стормаре), представившись клипмейкером из Голливуда, оккупирует фермерские земли — якобы для съемок. В уютной забегаловке, где все друг друга знают, вдруг появляются невоспитанные гости из мегаполиса. А в Лас-Вегасе тем временем эффектно сбегает из-под стражи мексиканский наркобарон Кортес (Эдуардо Норьега). В погоню за ним пускаются вертолеты, спецназ, ФБР и неуклюжий чернокожий агент (Форест Уайтакер), но толку от них никакого: гангстеру помогают наемники, у него свой информатор в бюро, а еще он прекрасный водитель.
В общем, вся надежда на пожилого шерифа Соммертона (Арнольд Шварценеггер) и сознательных граждан.
Среди них комический помощник-пуэрториканец (Луис Гусман), местный хулиган (бразилец Родриго Санторо из «300 спартанцев), сумасшедший хозяин оружейного музея (звезда MTV Джонни Ноксвилль) и решительная брюнетка (Джейми Александер). Вооружившись доисторическим станковым пулеметом «Максим» (в фильме его с уважением называют русским, хотя изобретен он в Америке), начистив полицейские звезды и надев самурайские шлемы, герои решают дать наркомафии последний бой. В сражение с энтузиазмом втягиваются суровые жители Соммертона, реагирующие на приближения армии бандитов с тем же презрением, с каким челябинцы встретили метеорит.
В оригинале фильм называется «Last Stand», то есть последняя битва. Российская же локализация названия настраивает зрителя совсем не на тот лад.
Из названия «Возвращение героя» следует, что Шварценеггер намерен сниматься в боевиках раз в неделю, гнать из кинотеатров молодую шпану типа Джейсона Стэтхема, Вина Дизеля и Дуэйна Джонсона и собирать кассу, которая не снилась ни супергероям, ни трансформерам.
На самом деле это не возвращение, а именно последний бой, попытка преподать зрителю напоследок некий нравственный урок.
В фильме есть цитаты и из «Семи самураев», и из «Нападения на 13-й участок», и из вестернов Клинта Иствуда, и из многих других классических боевиков о благородстве и чести, но отечественный зритель, хочется верить, узнает здесь совсем другой сюжет.
В 2010 году в таежном поселке Ижме совершил аварийную посадку Ту-154. Спасение людей стало возможным благодаря труду Сергея Сотникова, двенадцать лет подряд расчищавшего всеми брошенную взлетно-посадочную полосу. Шериф Соммертона — былинный герой с теми же принципами.
Пока его молодой помощник скулит, что в их провинциальной дыре нечем заняться, старик постоянно поддерживает в себе готовность к последней битве и в итоге спасает весь город.
Развлекательного кино с такой ясной моралью в последний раз снимали, кажется, в СССР, и называлось оно «Самый последний день» — с Михаилом Ульяновым в роли вышедшего на пенсию милиционера, совершившего подвиг ценою жизни.
При этом «Возвращение героя» остается фильмом очень веселым и солнечным — совсем не таким серьезным и пафосным, как недавние «Неудержимый» и «Крепкий орешек-5».
Джонни Ноксвилль ведет себя примерно так же, как в своей передаче «Чудаки».
Маленький, упитанный и усатый Луис Гусман в одной из перестрелок устраивает такое, что его хочется немедленно снять в следующем «Терминаторе».
Герои и злодеи общаются друг с другом беспрецедентно пошлыми фразами («Я заглянул в глаза смерти...»; «Позволь мне продемонстрировать тебе, какой я неповторимый любовник»), слушать которые без смеха невозможно.
Неизбежные шутки про личность Шварценеггера написаны гораздо умнее, чем в «Неудержимых-2». Сценаристы не заставляют его повторять «I'll be back». Вместо этого здесь иронизируют, что когда-то шериф был крутым парнем в Лос-Анджелесе и боролся с наркокартелями, но потом перебрался на тихое место шерифа. Это очень точная, если вдуматься, шутка:
Шварценеггер, пропагандируя культуризм, и правда, спас много калифорнийцев от иглы, а сменив Голливуд на кресло губернатора штата, он все равно что переехал в Соммертон.
Скучных, растянутых и нелогичных эпизодов в фильме, увы, не меньше. Хваленый корейский режиссер Ким Чжи Ун, как и положено автору вестерна «Хороший, плохой, долбанутый», работает спустя рукава. История очень долго разгоняется, но обрывается, едва начинается экшн. Целый эскадрон наемников просто пропадает из сценария в тот момент, когда зритель уже предвкушает вторую волну атаки на город.
Впрочем, зрители, выросшие на старых боевиках, найдут, чем себя занять в такие неловкие моменты. В частности, очень волнует вопрос, почему и у Сталлоне, и у Уиллиса, и у Шварценеггера в последних фильмах одни брюнетки. Старики знают что-то такое, чего не знаем мы? Зачем в каждом своем боевике они сначала обижаются, что их списывают со счетов, а в конце сами передают свои полномочия преемникам?
У «Крепкого орешка» подрос сын, у «Неудержимого» появился зять, в «Неудержимых» постоянно коронуют Джейсона Стэтхема, а в «Возвращении героя» новым шерифом и вовсе становится герой мыльных опер Родриго Санторо.
Что за кокетливые рокировки, в самом деле? Ну и главный, конечно, вопрос: по какой программе качается этот 65-летний богатырь?
А другие зрители на «Возвращение героя», кажется, и не ходят: за месяц фильм собрал всего 27 миллионов долларов при бюджете от 30 до 35 миллионов. Похоже, это и правда была последняя битва.